“Острова утопии” развеяли миф о советской школе


Автор: Dudina, опубликовано: 07.05.2015
unnamed_2

Унифицированность советской школы — миф или реальность, в чем выразились образовательные утопии послевоенной советской школы, как они реализовались и повлияли на последующее образование в стране, почему постоянно возникающие в это время различные концепции в образовании и воспитании так и не вылились в систему советского государственного образования — на эти и многие другие вопросы даны ответы в недавно вышедшей в издательстве «Новое литературное обозрение» коллективной монографии «Острова утопии: Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940-1980-е)».
Презентация книги состоялась в апреле, а в начале мая на Радио Свобода авторы книги старший научный сотрудник Школы актуально-гуманитарных исследований РАНХиГС Мария Майофис, доцент Школы культурологии НИУ ВШЭ Илья Кукулин и доцент Школы истории НИУ ВШЭ Александр Дмитриев рассказали, может ли утопия трансформировать реальность.
В Советском Союзе не было унифицированной школы, школьное образование отличалось разнообразием, как и педагогические практики — такой вывод сделан авторами на основании проведенного документального исследования. Другой вывод — проблемы образования во всем мире, практически, были и остаются одними и теми же. Разница лишь в том, что решаются они разными способами, в зависимости от экономических и идеологических условий.
Как рассказала Мария Майофис, советская школа первых послевоенных лет находилась в глубоком кризисе, одной из многих причин которого явилась война. Кризис школы усугубился запрещением педологии в 1936 году, что привело к «систематическим нарушением дисциплины». По словам Майофис, в “воспоминаниях, синхронных дневниках и мемуарах это описывалось так: входишь в класс, а там невозможно собственного голоса услышать, потому что дети ведут себя как хотят”. Решить проблему попытались раздельным обучением и введением “Правил” для учащихся, которые требовали беспрекословного подчинения учителю.
В то же время, “были приняты довольно жесткие меры, запрещающие переоценивать, завышать оценки учащимся, и в школах отменили соцсоревнование”. Вместе с тем, в условиях кризиса школы от учителей требовали очень многого, при этом не повышая зарплаты, не давая жилья. При наполняемости классов от 50 человек учителям предоставили возможность любыми способами достичь отсутствия второгодников и минимума неуспевающих. “ Это назвали словом «индивидуальный подход», и с этого момента все завертелось”, — отметила Майофис. По ее словам, в 1945 году ситуация в школах очень напоминала прошлогоднюю ситуацию с проведением “честного” ЕГЭ: 70 лет назад: впервые ввели экзамены на аттестат зрелости, и почти 50 процентов советских выпускников не смогли получить аттестаты.
Что касается воспитания, то оно было очень сильно завязано на образцы из искусства, считает Илья Кукулин. С запретом педологии возникла идея о том, что школьники должны переделывать себя и уметь управлять собой по литературным образцам для того, чтобы стать настоящим советским человеком.. В качестве примеров он приводит такие произведения, как “Молодая гвардия” А.Фадеева, “Королевство кривых зеркал” В.Губарева, фильм по сценарию Агнии Барто «Алеша Птицын вырабатывает характер».
В книге есть отдельная глава, посвященная В. Сухомлинскому. По словам Александра Дмитриева, “идеалы Сухомлинского очень отличаются от идеалов учебников для педагогических институтов, в которых написано, что нужно воспитывать строителей нового общества”. Теория и практика сильно расходилась в школах того времени, многое воспринималось стихийно, и государство брало то, что ему нужно, делая из талантливого школьного директора героя и икону для всей страны, отмечает автор.
Книга рассчитана на профессиональный круг читателей: практикующих педагогов, историков, занимающихся советским периодом, а также историков педагогики и образования. Авторы монографии отмечают, что своим трудом они хотели обратить внимание читателей “на определенный компонент мышления советских послевоенных педагогов и на то, как этот компонент влиял на их педагогические практики, на создание и формирование определенных образовательных институций и кластеров, существующих по сей день”.


Теги: мнение образование советская школа

Материалы по теме:

Губернатор Андрей Бочаров предложил сделать посещение города-героя Волгограда обязательной частью школьной программы
Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов встретился с губернатором Волгоградской области Андреем Бочаровым. Центральной темой беседы стала модернизация высшего образования. Волгоградская область ...
Законопроект о создании единой линейки учебников расширят
Председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов заявил, что законопроект о создании единой линейки учебников по ряду школьных предметов будет расширен и впоследствии под ...
В Москве презентовали Академию Никиты Михалкова
Вчера в Москве открылась Академия Никиты Михалкова. Учреждение на данный момент имеет статус частного заведения дополнительного образования. Преподавание будет вестись по авторским методикам в четырех ...
Проект «Навигатор абитуриента» стал финалистом конкурса «ПРО Образование»
Проект РИА Новости "Навигатор абитуриента" вышел в финал конкурса "ПРО Образование" в номинации "Интернет-сайты ПРО Образование, которые стоит регулярно читать", передаёт корреспондент РИА Новости ...
Сообщения о минировании московских школ не подтвердились
Информация о "минировании" московских школ не подтвердилась, после проверки учащиеся возвращаются к своим занятиям, сообщили РИА Новости в пресс-службе департамента образования и науки города ...

“Острова утопии” развеяли миф о советской школе: Один комментарий

  1. Аватар (Kokronov)Kokronov

    Вообще идеальный вариант, когда учащийся может иметь выбор источников получения знаний от учителя до современных систем на основе искусственного интеллекта, но это в силу позиции и концепции министерства, пока не реально, но не потому, что это невозможно технически, а потому, что управленцы еще не дошли — пока они в пути. Нельзя всех на один аршин мерить. У меня был случай во время учебы в вузе, задал доктор наук задачу, а проверить мой вариант решения не смог, правда признал, что мой вариант решения точнее, был весьма удивлен. Рощу сына, так он в начальной школе по вопросам (астрономия и история), которые его интересовали, знал много больше большинства педагогов. Надеюсь к 10 классу будет знать больше и по точным наукам, благо предпосылки есть. Сегодня необходимо расширять методы передачи знаний, потому что уровень знаний отдельных учеников достигает высокого уровня. С применением искусственного интеллекта в образовательной сфере необходимо значительно пересматривать подходы передачи и контроля знаний. Google уже предлагает новые сервисы в образовании, правда на мой взгляд, они пока примитивные. Школа в данный момент вообще не готова к появлению программ, которые уже способны выполнить 70% школьных заданий, а подобные программы существуют, если аналогичные системы получат дальнейшее развитие, то надо пересматривать подходы в образовании, т.к. на обычном смартфоне можно будет решить основную массу школьных заданий. Полагаю, что они могут появиться в свободном доступе, а их уровень будет постоянно расти. Сегодня идет формирование создания проектов, которые зная цель и начальные данные способны на основе анализа найти возможные решения без помощи человека и предложить оптимальный вариант решения. Большие возможности в этом плане содержит Windows 10, которая будет работать от компьютера до смартфона и даже на смарт устройствах, типа arduino и rapberry pi, главная причина — удобные и многочисленные средства разработки программного обеспечения. Микрософт обещает к графическому вводу информации (пишем пальцем по экрану) добавить речевой ввод, правда русский язык пока не готов, но это дело времени. Единственная причина не столь быстрого развития в том, что образование здесь не приоритете, интересны проекты, которые могут дать максимальную прибыль.