Дети и школа: кто кого? Почему проблемы школы прошлого века перекочевали в сегодняшний день?


Автор: Dudina, опубликовано: 15.05.2015
kid

У нас трое детей. Двое — уже школьники. Сын учится во втором классе и изучает в профильной школе два языка. Дочка — первоклассница в той же школе и пока у нее один иностранный язык. У моих ребят прекрасные педагоги — именно такие, о каких мечтает каждая мама для своих детей.
— Почему я вижу, что учителя такие уставшие? — спросил у меня однажды муж.
— Заметь, дети тоже устали не меньше. Они с трудом дотягивают до пятницы (в школе пятидневка), что уж о взрослых говорить? У учителей по 30 человек в классе! — ответила я.
У меня есть знакомая. Острый на язык человек. Когда три ее дочки окончили школу — младшая дочь уже учится на первом курсе в местном вузе, старшая — востребованный специалист, живет в другой стране, она написала в соцсетях: «Все, закончился ад!» Тогда я подумала, что это разновидность родительского сарказма — так о школьных годах дочери сказать. Но, кажется, она была права: обучение детей в школе занимает почти все свободное родительское время, прихватывая выходные, а, порой, и отпуск. Вы думаете это такое родительское преувеличение? Отнюдь. Если бы не помощь в организации дня — по этому вопросу нас консультировал психолог, не полноценная помощь мужа — наш папа не лежит на диване и не смотрит футбольные матчи часами, не моя работа — основная занятость приходится на выходные дни, то можно было бы говорить, что детские уроки занимают все свободное время не детей, а семьи.
Так уж случилось, что сын и дочка, почти погодки, с уроками справляются по-разному. Сын, как и все мальчики его возраста, за тетрадки с учебниками не спешит, хоть и любит читать. В шесть лет он научился складывать буквы в слова и с тех самых пор от книги отрывается с неохотой. Но все, что касается дисциплины, строгих рамок и требований вызывает у него, как мне кажется, отторжение. Поэтому на уроки у него уходит от двух до трех часов в день. Самое сложное — мотивировать второклассника сесть за стол и уже начать делать что-то из заданного. Находится невероятное количество других дел, которые важно сделать в тот самый момент, когда пришла пора приняться уроки. К моему сожалению, приходится проверять и перепроверять то, что сын выполнил в своих тетрадях. Какое-то время назад мне казалось, что это проблема только моего ребенка, но оказалось иначе.
Я разговорилась с мамой одноклассника.
— Прихожу с работы домой, а там ждет вторая смена: уроки с сыном. Иногда мне нужно только сидеть рядом, чтобы он делал задания, но чаще — объяснять, контролировать и главное — никуда не отлучаться, иначе все делание прекратится тут же.
— Уроки? — говорит мама другого второклассника. — Когда сын болеет, то иногда целый день решает только один урок по математике! Это настоящее мучение. Особенно это стало понятно, когда в школе был карантин. Дети получали задания через электронные дневники. В итоге мы сидели головы не поднимая целыми днями. Хорошо, что я не работаю и имею возможность помогать.
— Я всегда говорю своим ученикам, что задания по русскому и литературе не должны занимать больше получаса в день. Конечно, сюда не входит время, потраченное на чтение книг, — говорит знакомый филолог одного из лицеев.- Уверена, инициатива министра хороша. Вопрос только в том, кто будет контролировать время, потраченное на домашнюю работу, особенно первоклашек и второклашек. Лично у меня, когда дочка училась в начальной школе, была составлена специальная табличка, по которой она сама организовывала свои занятия — в напоминалке были учтены все нюансы.
— У меня внучка пошла уже в шестой класс, — говорит бывший директор школы, в которой я когда-то училась. — Сейчас, конечно, стало полегче, в этом возрасте дети становятся более самостоятельными, а вот с младшим внуком-второклассником приходится сидеть — и в школу отводить, и уроки делать с ним вместе.
— Без уроков в начальной школе нельзя! Хоть и говорят, что в первом классе задавать не должны, только как вы потом ребенку скажете, что он должен учиться? Если до этого он за тетрадками и учебниками сидел только в школе, а дома делать ничего не привык? Поэтому я весь день своих учеников организую сама, веду у них и группу продленного дня, где каждого могу подтянуть, уделить время, — рассказывала на родительском собрании первая учительница моего сына.
… Месяц назад я с сыном обсуждала его сочинение о Маленьком Принце Экзюпери. Книжку он прочел на весенних каникулах, а сочинение на тему «Возвращайся, Маленький принц» задали написать чуть позже. К моему огромному сожалению, я поняла, что самостоятельное чтение и обсуждение произведения на уроке не помогли моему второкласснику. Ход событий он запомнил, а смысл ускользнул, словно вода из решета. Так уж случилось, что мы вышли на более глобальное обсуждение проблемы чтения. Сын мне сразу сказал: «Книги — это книги, а жизнь — она совсем другая». Меня такое отношение к литературе не порадовала, но я не оценивала его словами и воздержалась от нудных нотаций. Все больше задавала вопросов, а в процессе написания сочинения вообще варила суп, помогая лишь формулировать и подсказывала обороты, с помощью которых можно выразить свои мысли. Правда, через пару дней я получила долгожданный результат. Сын, недовольный взрослыми разговорами, сказал: «Прав был Маленький Принц, взрослых интересуют только цифры». Речь шла об отметках в дневнике.
А что же дочка? Она с нетерпением ждет каникул. Радуется — три месяца можно будет кататься на велосипеде, самокате, роликах, читать книги и не ходить в школу! Правда, до майских праздников заболела. Было заметно, насколько ребенок устал. Постоянное сидение за уроками, ранние вставания и шум явно утомили девочку, которая откровенно говорит: «Не хочу в школу!» При этом у нее нормальные отношения с учительницей и одноклассниками, она чувствует себя успешной и трудностей особый в учении у нее нет.
Каждый раз, думая об инициативах министерства образования, я испытываю недовольство. Понятно, что, скорее всего, чиновники по-настоящему хотят, чтобы обучение наших детей было современным, качественным и берегло здоровье самих школьников и их близких. Но, как ни крути, министр образования работает в далекой Москве, а указы его исполняются или нет на огромной территории России. К сожалению, многие из заявлений и инициатив ведомства — это лишь слова, которые провоцируют бурные обсуждения, вводят в оцепенение, но качественно жизнь школы не меняют. Так это ощущается в провинции, где кажется невероятной авантюрой катание чиновников на коньках в Татьянин день и поход к Северному Полюсу министра образования. Хочется всех тех, кто отвечает за будущее нашей страны, попросить просто работать, а не устраивать шоу в прямом эфире из разных инициатив, новостей и постоянных нововведений. Ощущение, что под всей этой эйфорией вокруг самого процесса обучения скрывается только одно — недостаток средств и взвешенных решений о том, как учить.
Не буду искать примеры из жизни других школьников. Вот то, с чем столкнулась я в этом и прошлом году.
Говорят, учебники в школах нынче бесплатные, но за каждого ребенка я сдаю деньги для покупки рабочих тетрадей и пособий — 2800-3000 тысячи рублей мы уже сдали на будущий год за каждого из детей. Старший ребенок учится во вторую смену — на федеральном уровне говорят, и этот вопрос должны решить в скором времени…Но ведь детей не станет меньше. О каком решении проблемы речь? Питание в школьной столовой — сын и дочка отказались есть завтраки, потому как то каша пригорела, то картошка пересолена, а сосиски дети едят с трудом. Собираем дома контейнер с домашней едой и термоса прикупили, чтобы теплый чай всегда был с собой. Дочка и сын стараются не ходить в школьные туалеты — в них плохо пахнет и нет кабинок. Дети жалуются, что в классе шумно и душно — они быстро устают, ведь за партами сидят 30 человек!
Так что вопрос с домашними заданием — конечно, актуален… Хотелось, чтобы многое из того, что задают детям, они делали не из последних сил и с родительским нажимом, но с удовольствием и радостью. Иногда мне кажется, что важнее не выполнить задание, а сохранить интерес к предмету и желание учиться. И проблема тут не в том, что опытный учитель не может или не хочет, чтобы школьник учился. Одна из причин происходящего — усталость самих учителей от колоссальных нагрузок, низких зарплат, новостей о подорожавших учебниках и продуктах, от того, что дети с трудом осваивают программу.
— Ребенок должен учиться в свою силу. К концу года ребята устают. Программа сейчас другая, неоправданно сложная, — так сказала мне учительница дочери.
Я поверила ей. Столько грусти и понимания было в словах педагога, который старается делать все возможное, чтобы дети развивались, росли, усваивали новую информацию, бывали в музеях и на концертах, участвовали в конкурсах, учили стихи, пели песни и радовались. Но не все зависит от учителя. Есть те решения и условия, с которыми он вынужден мириться.
Несмотря на все усилия учителей, мои дети устали от шума, нагрузки, школьной формы, монотонности и того, что каждый день нужно делать домашние задания — даже в выходные, ведь русский язык, математика, иностранный и окружающий мир — это то, что есть почти каждый день в их рабочей неделе. Может быть, ничего в этом страшного нет: многие из нас еще помнят школьную форму, домашние задания, которые нельзя не выполнить, иначе поставят двойку, нежелание заходить в школьный туалет из-за неприятных запахов, давку в школьной столовой, толкотню в гардеробе. Может быть. У меня только одно уточнение. На дворе 21 век, а проблемы-то прошлого века в современной школе так и не решены. Доколе?
P/S Обычно чиновники говорят о проблемных материалах, что в них описана ситуация в конкретной школе. Но я склоняюсь к иному мнению: проблема не в школе, а в том, что образование у нас финансируется недостаточно.
Автор: Мария Голубева


Теги: мнение проблемы школа

Материалы по теме:

Средний балл на ЕГЭ по физике в 2015 году составил 51,1
В прошлом году, заметим, он был равен 45,7. Всего экзамен по физике сдавали 161 тысяча выпускников. Это те ребята, которые пойдут поступать в инженерные ...
В Департаменте образования Москвы представили итоги апробации электронных учебников
Итоги апробации электронных учебников издательства «Просвещение» подвели на традиционном онлайн-семинаре по внедрению информационных технологий в образовательных организациях столицы в Департаменте образования Москвы в понедельник, ...
В омском поселке при школе создали фермерское хозяйство
Настоящая ферма открылась при школе в поселке Майский Москаленского района. Благодаря собственному подсобному хозяйству местные ребятишки не только обеспечены бесплатным питанием, но и с ...
Замглавы Минобрнауки: около 20 тыс. детей из ЛНР и ДНР пойдут в школы и детсады в России
В российские детские сады и школы в новом учебном году пойдут около 20 тыс. детей из провозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, сообщила журналистам ...
Представители 38 субъектов РФ борются за звание «Директор школы–2015″
Жюри Всероссийского конкурса "Директор школы – 2015" опубликовало список 80 участников, чьи эссе набрали наибольшее количество баллов и которые были допущены ко второму этапу ...