Дети и школа: кто кого? Почему проблемы школы прошлого века перекочевали в сегодняшний день?


Автор: Dudina, опубликовано: 15.05.2015
kid

У нас трое детей. Двое — уже школьники. Сын учится во втором классе и изучает в профильной школе два языка. Дочка — первоклассница в той же школе и пока у нее один иностранный язык. У моих ребят прекрасные педагоги — именно такие, о каких мечтает каждая мама для своих детей.
— Почему я вижу, что учителя такие уставшие? — спросил у меня однажды муж.
— Заметь, дети тоже устали не меньше. Они с трудом дотягивают до пятницы (в школе пятидневка), что уж о взрослых говорить? У учителей по 30 человек в классе! — ответила я.
У меня есть знакомая. Острый на язык человек. Когда три ее дочки окончили школу — младшая дочь уже учится на первом курсе в местном вузе, старшая — востребованный специалист, живет в другой стране, она написала в соцсетях: «Все, закончился ад!» Тогда я подумала, что это разновидность родительского сарказма — так о школьных годах дочери сказать. Но, кажется, она была права: обучение детей в школе занимает почти все свободное родительское время, прихватывая выходные, а, порой, и отпуск. Вы думаете это такое родительское преувеличение? Отнюдь. Если бы не помощь в организации дня — по этому вопросу нас консультировал психолог, не полноценная помощь мужа — наш папа не лежит на диване и не смотрит футбольные матчи часами, не моя работа — основная занятость приходится на выходные дни, то можно было бы говорить, что детские уроки занимают все свободное время не детей, а семьи.
Так уж случилось, что сын и дочка, почти погодки, с уроками справляются по-разному. Сын, как и все мальчики его возраста, за тетрадки с учебниками не спешит, хоть и любит читать. В шесть лет он научился складывать буквы в слова и с тех самых пор от книги отрывается с неохотой. Но все, что касается дисциплины, строгих рамок и требований вызывает у него, как мне кажется, отторжение. Поэтому на уроки у него уходит от двух до трех часов в день. Самое сложное — мотивировать второклассника сесть за стол и уже начать делать что-то из заданного. Находится невероятное количество других дел, которые важно сделать в тот самый момент, когда пришла пора приняться уроки. К моему сожалению, приходится проверять и перепроверять то, что сын выполнил в своих тетрадях. Какое-то время назад мне казалось, что это проблема только моего ребенка, но оказалось иначе.
Я разговорилась с мамой одноклассника.
— Прихожу с работы домой, а там ждет вторая смена: уроки с сыном. Иногда мне нужно только сидеть рядом, чтобы он делал задания, но чаще — объяснять, контролировать и главное — никуда не отлучаться, иначе все делание прекратится тут же.
— Уроки? — говорит мама другого второклассника. — Когда сын болеет, то иногда целый день решает только один урок по математике! Это настоящее мучение. Особенно это стало понятно, когда в школе был карантин. Дети получали задания через электронные дневники. В итоге мы сидели головы не поднимая целыми днями. Хорошо, что я не работаю и имею возможность помогать.
— Я всегда говорю своим ученикам, что задания по русскому и литературе не должны занимать больше получаса в день. Конечно, сюда не входит время, потраченное на чтение книг, — говорит знакомый филолог одного из лицеев.- Уверена, инициатива министра хороша. Вопрос только в том, кто будет контролировать время, потраченное на домашнюю работу, особенно первоклашек и второклашек. Лично у меня, когда дочка училась в начальной школе, была составлена специальная табличка, по которой она сама организовывала свои занятия — в напоминалке были учтены все нюансы.
— У меня внучка пошла уже в шестой класс, — говорит бывший директор школы, в которой я когда-то училась. — Сейчас, конечно, стало полегче, в этом возрасте дети становятся более самостоятельными, а вот с младшим внуком-второклассником приходится сидеть — и в школу отводить, и уроки делать с ним вместе.
— Без уроков в начальной школе нельзя! Хоть и говорят, что в первом классе задавать не должны, только как вы потом ребенку скажете, что он должен учиться? Если до этого он за тетрадками и учебниками сидел только в школе, а дома делать ничего не привык? Поэтому я весь день своих учеников организую сама, веду у них и группу продленного дня, где каждого могу подтянуть, уделить время, — рассказывала на родительском собрании первая учительница моего сына.
… Месяц назад я с сыном обсуждала его сочинение о Маленьком Принце Экзюпери. Книжку он прочел на весенних каникулах, а сочинение на тему «Возвращайся, Маленький принц» задали написать чуть позже. К моему огромному сожалению, я поняла, что самостоятельное чтение и обсуждение произведения на уроке не помогли моему второкласснику. Ход событий он запомнил, а смысл ускользнул, словно вода из решета. Так уж случилось, что мы вышли на более глобальное обсуждение проблемы чтения. Сын мне сразу сказал: «Книги — это книги, а жизнь — она совсем другая». Меня такое отношение к литературе не порадовала, но я не оценивала его словами и воздержалась от нудных нотаций. Все больше задавала вопросов, а в процессе написания сочинения вообще варила суп, помогая лишь формулировать и подсказывала обороты, с помощью которых можно выразить свои мысли. Правда, через пару дней я получила долгожданный результат. Сын, недовольный взрослыми разговорами, сказал: «Прав был Маленький Принц, взрослых интересуют только цифры». Речь шла об отметках в дневнике.
А что же дочка? Она с нетерпением ждет каникул. Радуется — три месяца можно будет кататься на велосипеде, самокате, роликах, читать книги и не ходить в школу! Правда, до майских праздников заболела. Было заметно, насколько ребенок устал. Постоянное сидение за уроками, ранние вставания и шум явно утомили девочку, которая откровенно говорит: «Не хочу в школу!» При этом у нее нормальные отношения с учительницей и одноклассниками, она чувствует себя успешной и трудностей особый в учении у нее нет.
Каждый раз, думая об инициативах министерства образования, я испытываю недовольство. Понятно, что, скорее всего, чиновники по-настоящему хотят, чтобы обучение наших детей было современным, качественным и берегло здоровье самих школьников и их близких. Но, как ни крути, министр образования работает в далекой Москве, а указы его исполняются или нет на огромной территории России. К сожалению, многие из заявлений и инициатив ведомства — это лишь слова, которые провоцируют бурные обсуждения, вводят в оцепенение, но качественно жизнь школы не меняют. Так это ощущается в провинции, где кажется невероятной авантюрой катание чиновников на коньках в Татьянин день и поход к Северному Полюсу министра образования. Хочется всех тех, кто отвечает за будущее нашей страны, попросить просто работать, а не устраивать шоу в прямом эфире из разных инициатив, новостей и постоянных нововведений. Ощущение, что под всей этой эйфорией вокруг самого процесса обучения скрывается только одно — недостаток средств и взвешенных решений о том, как учить.
Не буду искать примеры из жизни других школьников. Вот то, с чем столкнулась я в этом и прошлом году.
Говорят, учебники в школах нынче бесплатные, но за каждого ребенка я сдаю деньги для покупки рабочих тетрадей и пособий — 2800-3000 тысячи рублей мы уже сдали на будущий год за каждого из детей. Старший ребенок учится во вторую смену — на федеральном уровне говорят, и этот вопрос должны решить в скором времени…Но ведь детей не станет меньше. О каком решении проблемы речь? Питание в школьной столовой — сын и дочка отказались есть завтраки, потому как то каша пригорела, то картошка пересолена, а сосиски дети едят с трудом. Собираем дома контейнер с домашней едой и термоса прикупили, чтобы теплый чай всегда был с собой. Дочка и сын стараются не ходить в школьные туалеты — в них плохо пахнет и нет кабинок. Дети жалуются, что в классе шумно и душно — они быстро устают, ведь за партами сидят 30 человек!
Так что вопрос с домашними заданием — конечно, актуален… Хотелось, чтобы многое из того, что задают детям, они делали не из последних сил и с родительским нажимом, но с удовольствием и радостью. Иногда мне кажется, что важнее не выполнить задание, а сохранить интерес к предмету и желание учиться. И проблема тут не в том, что опытный учитель не может или не хочет, чтобы школьник учился. Одна из причин происходящего — усталость самих учителей от колоссальных нагрузок, низких зарплат, новостей о подорожавших учебниках и продуктах, от того, что дети с трудом осваивают программу.
— Ребенок должен учиться в свою силу. К концу года ребята устают. Программа сейчас другая, неоправданно сложная, — так сказала мне учительница дочери.
Я поверила ей. Столько грусти и понимания было в словах педагога, который старается делать все возможное, чтобы дети развивались, росли, усваивали новую информацию, бывали в музеях и на концертах, участвовали в конкурсах, учили стихи, пели песни и радовались. Но не все зависит от учителя. Есть те решения и условия, с которыми он вынужден мириться.
Несмотря на все усилия учителей, мои дети устали от шума, нагрузки, школьной формы, монотонности и того, что каждый день нужно делать домашние задания — даже в выходные, ведь русский язык, математика, иностранный и окружающий мир — это то, что есть почти каждый день в их рабочей неделе. Может быть, ничего в этом страшного нет: многие из нас еще помнят школьную форму, домашние задания, которые нельзя не выполнить, иначе поставят двойку, нежелание заходить в школьный туалет из-за неприятных запахов, давку в школьной столовой, толкотню в гардеробе. Может быть. У меня только одно уточнение. На дворе 21 век, а проблемы-то прошлого века в современной школе так и не решены. Доколе?
P/S Обычно чиновники говорят о проблемных материалах, что в них описана ситуация в конкретной школе. Но я склоняюсь к иному мнению: проблема не в школе, а в том, что образование у нас финансируется недостаточно.
Автор: Мария Голубева


Теги: мнение проблемы школа

Материалы по теме:

Тюменский школьник победил во Всероссийской олимпиаде по экономике
Девятиклассник тюменской областной физико-математической школы Михаил Тутанов стал победителем заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике — он единственный набрал максимальное количество баллов, сообщил РИА Новости ...
Ефим РАЧЕВСКИЙ: В школе нельзя стонать
Школа — достаточно консервативный институт. Помню, как в начале 90-х приходил инспектор и спрашивал: «Какие у вас есть нетрадиционные предметы?» Школы вымучивали то, чего ...
Московские школы смогут выбрать имена путем проведения школьного референдума
Московские школы смогут выбрать имена знаменитых людей или мест путем проведения школьного референдума, сообщил заместитель руководителя Департамента образования Москвы Виктор Фертман на пресс-конференции «Московским ...
Общественники предлагают включить в учебный план школ обязательные поездки детей по регионам
Комиссия Общественной палаты РФ по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом и Российский союз молодежи предлагают правительству ввести в учебный план школ ...
Тест на алкоголь в школах станет обязательным
В Мосгордуме разрабатывается текст закона о введении обязательного профилактического обследования на содержание в крови учащихся школ наркотических веществ и алкоголя. Как отмечает один из авторов ...