
На встрече с представителями социальных медиа заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов рассказал о преимуществах двухуровневой системы образования.
«Мне кажется, что двухуровневое образование, когда есть бакалавриат, четыре года, магистратура, два года, а потом, если нужно, еще и аспирантура, три-четыре года – такая система подготовки более гибкая и более общая, она позволяет человеку адаптироваться под конкретное рабочее место», – сказал Климов.
Также он затронул проблему переучивания и доучивания молодых людей после окончания вуза.
«В самом процессе доучивания, с нашей торчки зрения, ничего плохого нет<…>Например, если взять «Росатом», там семь-восемь лет идет процесс доводки человека под конкретное рабочее место, пока его можно допустить до управления, скажем, атомным реактором», – подчеркнул замминистра.
Он пояснил, что вариативность программ бакалавриата выше, чем вариативность программ специалитета.
«Специалитет — это 30%, бакалавриат — 50 %, магистратура — 70%, а аспирантура вообще 90%. То есть каждый человек практически по индивидуальной траектории на уровне аспирантуры обучается», – сказал Климов.
Двухуровневая система высшего образования (бакалавриат и магистратура) хорошо зарекомендовала себя во многих странах мира.
Такое разделение высшего образования на две ступени является частью болонской системы. Сегодня болонский процесс включает 48 стран-участниц. Россия присоединилась к нему в сентябре 2003г., а уже в 2007г. ввела закон, предполагающий переход российского высшего образования на двухуровневую систему с соответствующими государственными стандартами, вступительными экзаменами и итоговыми аттестациями. С 2011г. все вузы страны переходят на эту систему.