Эксперт рассказал, как следует реформировать систему образования в России


Автор: supadmin, опубликовано: 07.05.2018
rust_108

В реформировании системы образования в России необходимо отказаться от ручного управления и перейти к доказательной образовательной политике, считает научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, экс-замглавы Минобрнауки Виктор Болотов.

В понедельник Владимир Путин вступил в должность президента РФ. Выступая в Большом Кремлевском дворце, он заявил, что приоритетными задачами государства на ближайшие шесть лет будут повышение качества образования и здравоохранения, а также охрана материнства и детства. Президент пообещал приложить все усилия для реализации этих целей.

Болотов напомнил, что наиболее полный и основательный проект реформирования системы образования представил Центр стратегических разработок (ЦРС) совместно с Высшей школой экономики. В апреле был опубликован доклад, в котором утверждается, что для дальнейшего развития системы необходимо увеличить финансирование: оптимальный сценарий предполагает рост расходов до 4,8% ВВП. Эксперты предложили 12 проектов, которые предполагают конкретные решения по качественному улучшению детских садов, школ, а также системы профессионального, высшего и непрерывного образования.

С точки зрения Болотова, деятельность Минобрнауки в последние годы велась по принципу ручного управления: насколько обоснованы и необходимы были те или иные шаги, до конца не ясно. Это, например, касается таких предложений, как введение астрономии в школе, когда школьники и так загружены до предела, или проект укрупнения вузов. Кроме того, не были продуманы индикаторы, которые будут сигнализировать об успешности той или иной меры, считает Болотов.

«Необходимо отказаться от метода ручного управления и перейти к доказательной образовательной политике. В последние годы серьезные проекты появлялись без всякого анализа, не проводилось никаких исследований. Примеров много: от попыток введения новых предметов, изменения стандартов до слияния вузов. Притом что поручение президента было исследовать ситуацию в школе. Если это исследование и было, то результатов предъявлено не было», — рассказал Болотов.

Он отметил, что ЦСР и НИУ ВШЭ, в свою очередь, предлагают проектные ходы.

«Так, в «12 шагах» предлагаются индикаторы, по которым можно проверять, изменится что-то в системе или не изменится. И, конечно, в этом проекте есть финансово-экономическое обоснование. Тут большая проблема будет с выделением средств. Если на каждое из этих направлений выделят очень мало денег, то результат мы, конечно же, не получим. Поэтому вполне возможно, что от каких-то проектов придется отказаться. Но тут уже готовить предложения будет новое Минобрнауки», — подчеркнул эксперт.

Источник: РИА Новости


Теги: ВШЭ Минобрнауки

Материалы по теме:

Финансирование проекта по повышению конкурентоспособности российских вузов сократится
Решение о сокращении субсидий на 1,2 млрд руб. принято в связи с уменьшением в 2015 году бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Минобрнауки Финансирование программы "5-100", ...
В Минпросвещения заявили, что школам нужные активные и молодые учителя
В школах нет нужных и ненужных уроков, есть нудные и не нудные уроки, поэтому в учебных заведениях нужны активные молодые педагоги, которые продолжают самообразование ...
Всероссийский онлайн-выпускной в вузах может состояться 4 июля
Всероссийский выпускной, который в целях профилактики распространения коронавируса пройдет в формате онлайн, может состояться 4 июля, заявил в пятницу глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков ...
Квота на обучение в России иностранцев за счет бюджета может вырасти
Проектом постановления правительства устанавливается количество иностранных граждан до 20 тысяч, в настоящее время квота на образование иностранных граждан, установленная правительством РФ, составляет до 15 ...
Васильева: благодаря ЕГЭ в столичных вузах учатся 60% студентов из регионов
Благодаря введению ЕГЭ в ведущих столичных вузах стало обучаться более 60% студентов из регионов, раньше их число составляло лишь около 30%, заявила глава Минобрнауки ...