Эксперт рассказал, как следует реформировать систему образования в России


Автор: supadmin, опубликовано: 07.05.2018
rust_108

В реформировании системы образования в России необходимо отказаться от ручного управления и перейти к доказательной образовательной политике, считает научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, экс-замглавы Минобрнауки Виктор Болотов.

В понедельник Владимир Путин вступил в должность президента РФ. Выступая в Большом Кремлевском дворце, он заявил, что приоритетными задачами государства на ближайшие шесть лет будут повышение качества образования и здравоохранения, а также охрана материнства и детства. Президент пообещал приложить все усилия для реализации этих целей.

Болотов напомнил, что наиболее полный и основательный проект реформирования системы образования представил Центр стратегических разработок (ЦРС) совместно с Высшей школой экономики. В апреле был опубликован доклад, в котором утверждается, что для дальнейшего развития системы необходимо увеличить финансирование: оптимальный сценарий предполагает рост расходов до 4,8% ВВП. Эксперты предложили 12 проектов, которые предполагают конкретные решения по качественному улучшению детских садов, школ, а также системы профессионального, высшего и непрерывного образования.

С точки зрения Болотова, деятельность Минобрнауки в последние годы велась по принципу ручного управления: насколько обоснованы и необходимы были те или иные шаги, до конца не ясно. Это, например, касается таких предложений, как введение астрономии в школе, когда школьники и так загружены до предела, или проект укрупнения вузов. Кроме того, не были продуманы индикаторы, которые будут сигнализировать об успешности той или иной меры, считает Болотов.

«Необходимо отказаться от метода ручного управления и перейти к доказательной образовательной политике. В последние годы серьезные проекты появлялись без всякого анализа, не проводилось никаких исследований. Примеров много: от попыток введения новых предметов, изменения стандартов до слияния вузов. Притом что поручение президента было исследовать ситуацию в школе. Если это исследование и было, то результатов предъявлено не было», — рассказал Болотов.

Он отметил, что ЦСР и НИУ ВШЭ, в свою очередь, предлагают проектные ходы.

«Так, в «12 шагах» предлагаются индикаторы, по которым можно проверять, изменится что-то в системе или не изменится. И, конечно, в этом проекте есть финансово-экономическое обоснование. Тут большая проблема будет с выделением средств. Если на каждое из этих направлений выделят очень мало денег, то результат мы, конечно же, не получим. Поэтому вполне возможно, что от каких-то проектов придется отказаться. Но тут уже готовить предложения будет новое Минобрнауки», — подчеркнул эксперт.

Источник: РИА Новости


Теги: ВШЭ Минобрнауки

Материалы по теме:

Сколько ведущих вузов будет в России?
По словам заместителя министра образования и науки Александра Климова, это будут "вузы, которые готовят реальных специалистов для высокотехнологичных, инновационных и наукоемких областей экономики". Детали ...
Рособрнадзор за неделю лишил четыре вуза образовательных лицензий
Рособрнадзор за прошедшую неделю лишил образовательных лицензий еще четыре вуза, сообщила пресс-служба ведомства. По результатам проверок в период с 11 по 18 мая Рособрнадзор на ...
Более тысячи учащихся приняли участие в конкурсе «Я рисую Россию!»
Минобрнауки России подвело итоги конкурсов на лучший урок, посвященный Дню России, лучшее тематическое мероприятие к памятной дате и рисунок. Во Всероссийском смотре-конкурсе образовательных организаций на ...
Замглавы Минобрнауки: около 20 тыс. детей из ЛНР и ДНР пойдут в школы и детсады в России
В российские детские сады и школы в новом учебном году пойдут около 20 тыс. детей из провозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, сообщила журналистам ...
В следующем году федеральный перечень учебников подвергнется обновлению
С таким заявлением официально выступил глава Министерства образования и науки России Дмитрий Ливанов, находящийся в качестве приглашенного лица на педагогической конференции работников образования Кемеровской ...