Эксперт рассказал, как следует реформировать систему образования в России


Автор: supadmin, опубликовано: 07.05.2018
rust_108

В реформировании системы образования в России необходимо отказаться от ручного управления и перейти к доказательной образовательной политике, считает научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, экс-замглавы Минобрнауки Виктор Болотов.

В понедельник Владимир Путин вступил в должность президента РФ. Выступая в Большом Кремлевском дворце, он заявил, что приоритетными задачами государства на ближайшие шесть лет будут повышение качества образования и здравоохранения, а также охрана материнства и детства. Президент пообещал приложить все усилия для реализации этих целей.

Болотов напомнил, что наиболее полный и основательный проект реформирования системы образования представил Центр стратегических разработок (ЦРС) совместно с Высшей школой экономики. В апреле был опубликован доклад, в котором утверждается, что для дальнейшего развития системы необходимо увеличить финансирование: оптимальный сценарий предполагает рост расходов до 4,8% ВВП. Эксперты предложили 12 проектов, которые предполагают конкретные решения по качественному улучшению детских садов, школ, а также системы профессионального, высшего и непрерывного образования.

С точки зрения Болотова, деятельность Минобрнауки в последние годы велась по принципу ручного управления: насколько обоснованы и необходимы были те или иные шаги, до конца не ясно. Это, например, касается таких предложений, как введение астрономии в школе, когда школьники и так загружены до предела, или проект укрупнения вузов. Кроме того, не были продуманы индикаторы, которые будут сигнализировать об успешности той или иной меры, считает Болотов.

«Необходимо отказаться от метода ручного управления и перейти к доказательной образовательной политике. В последние годы серьезные проекты появлялись без всякого анализа, не проводилось никаких исследований. Примеров много: от попыток введения новых предметов, изменения стандартов до слияния вузов. Притом что поручение президента было исследовать ситуацию в школе. Если это исследование и было, то результатов предъявлено не было», — рассказал Болотов.

Он отметил, что ЦСР и НИУ ВШЭ, в свою очередь, предлагают проектные ходы.

«Так, в «12 шагах» предлагаются индикаторы, по которым можно проверять, изменится что-то в системе или не изменится. И, конечно, в этом проекте есть финансово-экономическое обоснование. Тут большая проблема будет с выделением средств. Если на каждое из этих направлений выделят очень мало денег, то результат мы, конечно же, не получим. Поэтому вполне возможно, что от каких-то проектов придется отказаться. Но тут уже готовить предложения будет новое Минобрнауки», — подчеркнул эксперт.

Источник: РИА Новости


Теги: ВШЭ Минобрнауки

Материалы по теме:

Рособрнадзор назвал наиболее частые нарушения вузов при прохождении аккредитации
Рособрнадзор составил список наиболее частых нарушений у вузов при прохождении государственной аккредитации. Об этом во вторник сообщается на официальном сайте ведомства. "Так, к числу часто ...
В Министерстве образования и науки полагают, что эффективность школ нельзя оценивать лишь по ЕГЭ
С таким заявлением выступил Дмитрий Ливанов в рамках недавнего совещания в Правительстве Российской Федерации. По мнению руководителя образовательного ведомства, каждая школа работает со своим ...
Профсоюз выпустил сборник правовых актов по регулированию режима работы и отдыха педработников
Профсоюз работников народного образования выпустил сборник нормативно-правовых актов “Рабочее время образовательных учреждений: общие положения и особенности правового регулирования”. В нем содержатся федеральные нормативные акты, ...
Минобрнауки объявило всероссийский конкурс для учреждений среднего профессионального образования
Минобрнауки России объявило Всероссийский конкурс лучших практик взаимодействия образовательных организаций с организациями реального сектора экономики. ​Всероссийский конкурс призван выделить лучшие практики по подготовке квалифицированных рабочих ...
Третий лишний, или ритмика вместо одного занятия по физкультуре
С такой инициативой выступила Ольга Васильева в рамках Общероссийского родительского собрания. Как полагает министр, третий час занятий по физкультуре целесообразно было бы заменить ритмикой ...