Концепция математического образования: обновленная система взглядов


Автор: editor, опубликовано: 27.07.2015
thumb_2249_content_gallery

Изменения затронули все уровни – начиная с дошкольного обучения и заканчивая высшим профессиональным образованием и подготовкой кадров.
Еще несколько десятилетий назад математическое образование, полученное в нашей стране, по праву считалось одним из лучших в мире, но в 90-е годы прошлого века оно начало сдавать свои позиции.
Усилия педагогов на местах принципиально не смогли «переломить» ситуацию, и проблема была обозначена уже на самом высоком уровне: 7 мая 2012 года Президент РФ Владимир Путин поручил правительству разработать новую Концепцию математического образования. Над ней работали ученые, академики, педагоги школ и вузов. За основу был взят опыт, накопленный в советские годы. Сохранив достоинства прежней модели, специалисты усовершенствовали ее с учетом новых требований к результатам обучения.
Концепция ориентирована на особенности психологии современных детей, их умение быстро переключаться с одних действий на другие, работать в режиме многозадачности и ориентироваться в информационных потоках – естественно, с учетом возраста. Современным школьникам сложно долго концентрироваться на чем-то одном – в отличие от их сверстников, обучавшихся несколько десятилетий назад, поэтому изменился и сам подход к образовательной стратегии.
В 2013 году Концепция математического образования была принята. Изменения затронули все уровни – начиная с дошкольного обучения и заканчивая высшим профессиональным образованием и подготовкой кадров. Каждому ребенку созданы условия для получения необходимых ему знаний и умений.
Особое внимание уделяется развитию способностей одаренных детей. Акцент в повышении математической грамотности школьников делается на практическом применении полученных знаний в разнообразных контекстах и житейских ситуациях.
Еще одно важное нововведение уже оценили выпускники средних школ: в этом году они сдавали Единый государственный экзамен по математике на двух уровнях – базовом (для поступающих в гуманитарные вузы) и профильном (для будущих студентов технических вузов).
Работа над совершенствованием образовательной модели сегодня активно ведется и в начальной школе – как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Ребят учат не только решать арифметические и логические задачи, но и выстраивать определенные алгоритмы действий, позволяющие мыслить более масштабно и развивать их способности.
Так, например, некоторые школы вводят в учебный план новую дисциплину – шахматы. Эксперты считают, что этот предмет позволит им перейти на новый уровень понимания точных наук и стимулирует развитие каждого ребенка – итоги работы в этом направлении обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Решение шахматных задач – пропедевтика математики в начальной школе».
«Очень важно, что курс шахмат в начальной школе подразумевает формирование рефлексии и стратегического мышления», – рассказала один из авторов концепции «Учебная дисциплина «Шахматы в начальной школе» Тамара Фесенко.
Сегодня во многих регионах ведется активная работа по включению шахмат в образовательный курс не в средней и старшей школе, а уже с самого раннего возраста – впервые с правилами этой игры детей могут познакомить в детских садах, в начальной же школе шахматам предполагается уделять самое серьезное внимание.
Очень важно, что в этом обучающем курсе детей учат логически мыслить, принимать взвешенные решения и просчитывать результаты своих действий. Как утверждает Тамара Фесенко, эта работа стимулирует развитие каждого ребенка, помогает ему раскрыть свои способности и дает импульс к дальнейшему обучению по разным учебным дисциплинам.
Как сообщили в пресс-службе Минобрнауки России, в системе дополнительного образования усилены позиции математических кружков и школ, открываются специализированные лагеря и тематические смены, которые позволяют ребятам из разных регионов пообщаться с ведущими специалистами и учеными мирового уровня и получить уникальные знания.
Кроме того, в Сочи по инициативе Президента РФ с 1 июня 2015 года начал работать Всероссийский Центр по работе с одаренными детьми.
Как отмечают специалисты, юные математики, получив знания в таких образовательных учреждениях, смогут существенно продвинуться в развитии своих способностей.
Новые горизонты откроются и перед самими педагогами: они смогут использовать современные информационные ресурсы для реализации учебных программ и получат качественную методическую поддержку.
Директор Центра непрерывного математического образования Иван Ященко отметил изменения в субъектах: «Очень приятно, что увеличивается число регионов, где реализация концепции математического образования воплощается в реальные дела, в пользу для конкретного ребенка, конкретного учителя».
Со слов директора ЦМНО, в школах уделяют большое внимание интеллектуальной работе ребенка – причем способствуют этому не только математические кружки, но и другие активности. «В ближайшее время это воплотиться в успех на высоких уровнях, а также повысит грамотность абитуриентов ведущих вузов», – добавил Иван Ященко.
Определенные изменения произойдут в работе высших учебных заведений: будут усовершенствованы программы для студентов математических факультетов и для курсов дополнительного профессионального образования.


Теги: математика образование школа

Материалы по теме:

В Ростовской области создан ряд успешных образовательных практик
Во время рабочего визита в Ростовскую область первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк посетила несколько образовательных учреждений столицы региона, и ...
Путин дал поручение по вхождению РФ в десятку ведущих стран по образованию
Президент России Владимир Путин поручил правительству к 2024 году обеспечить вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, соответствующий указ приводит пресс-служба Кремля. "Правительству ...
В худшие школы Подмосковья направят лучших выпускников педагогических вузов
В 2015 году им дополнительно к зарплате будут выплачиваться по 35 тысяч рублей в месяц. Подмосковье совместно со "Сбербанком" будет реализовывать программу "Учитель для России". ...
С написанием итогового сочинения справились 98% выпускников
С написанием итогового сочинения справились 98% выпускников, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ Сергея ...
Власти Перми защитили ученика, которому поставили двойки за голубую рубашку
Администрация Перми встала на сторону ученика, получившего двойки от педагога за то, что он пришел на урок в рубашке не белого, а голубого цвета, ...