Концепция математического образования: обновленная система взглядов


Автор: editor, опубликовано: 27.07.2015
thumb_2249_content_gallery

Изменения затронули все уровни – начиная с дошкольного обучения и заканчивая высшим профессиональным образованием и подготовкой кадров.
Еще несколько десятилетий назад математическое образование, полученное в нашей стране, по праву считалось одним из лучших в мире, но в 90-е годы прошлого века оно начало сдавать свои позиции.
Усилия педагогов на местах принципиально не смогли «переломить» ситуацию, и проблема была обозначена уже на самом высоком уровне: 7 мая 2012 года Президент РФ Владимир Путин поручил правительству разработать новую Концепцию математического образования. Над ней работали ученые, академики, педагоги школ и вузов. За основу был взят опыт, накопленный в советские годы. Сохранив достоинства прежней модели, специалисты усовершенствовали ее с учетом новых требований к результатам обучения.
Концепция ориентирована на особенности психологии современных детей, их умение быстро переключаться с одних действий на другие, работать в режиме многозадачности и ориентироваться в информационных потоках – естественно, с учетом возраста. Современным школьникам сложно долго концентрироваться на чем-то одном – в отличие от их сверстников, обучавшихся несколько десятилетий назад, поэтому изменился и сам подход к образовательной стратегии.
В 2013 году Концепция математического образования была принята. Изменения затронули все уровни – начиная с дошкольного обучения и заканчивая высшим профессиональным образованием и подготовкой кадров. Каждому ребенку созданы условия для получения необходимых ему знаний и умений.
Особое внимание уделяется развитию способностей одаренных детей. Акцент в повышении математической грамотности школьников делается на практическом применении полученных знаний в разнообразных контекстах и житейских ситуациях.
Еще одно важное нововведение уже оценили выпускники средних школ: в этом году они сдавали Единый государственный экзамен по математике на двух уровнях – базовом (для поступающих в гуманитарные вузы) и профильном (для будущих студентов технических вузов).
Работа над совершенствованием образовательной модели сегодня активно ведется и в начальной школе – как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Ребят учат не только решать арифметические и логические задачи, но и выстраивать определенные алгоритмы действий, позволяющие мыслить более масштабно и развивать их способности.
Так, например, некоторые школы вводят в учебный план новую дисциплину – шахматы. Эксперты считают, что этот предмет позволит им перейти на новый уровень понимания точных наук и стимулирует развитие каждого ребенка – итоги работы в этом направлении обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Решение шахматных задач – пропедевтика математики в начальной школе».
«Очень важно, что курс шахмат в начальной школе подразумевает формирование рефлексии и стратегического мышления», – рассказала один из авторов концепции «Учебная дисциплина «Шахматы в начальной школе» Тамара Фесенко.
Сегодня во многих регионах ведется активная работа по включению шахмат в образовательный курс не в средней и старшей школе, а уже с самого раннего возраста – впервые с правилами этой игры детей могут познакомить в детских садах, в начальной же школе шахматам предполагается уделять самое серьезное внимание.
Очень важно, что в этом обучающем курсе детей учат логически мыслить, принимать взвешенные решения и просчитывать результаты своих действий. Как утверждает Тамара Фесенко, эта работа стимулирует развитие каждого ребенка, помогает ему раскрыть свои способности и дает импульс к дальнейшему обучению по разным учебным дисциплинам.
Как сообщили в пресс-службе Минобрнауки России, в системе дополнительного образования усилены позиции математических кружков и школ, открываются специализированные лагеря и тематические смены, которые позволяют ребятам из разных регионов пообщаться с ведущими специалистами и учеными мирового уровня и получить уникальные знания.
Кроме того, в Сочи по инициативе Президента РФ с 1 июня 2015 года начал работать Всероссийский Центр по работе с одаренными детьми.
Как отмечают специалисты, юные математики, получив знания в таких образовательных учреждениях, смогут существенно продвинуться в развитии своих способностей.
Новые горизонты откроются и перед самими педагогами: они смогут использовать современные информационные ресурсы для реализации учебных программ и получат качественную методическую поддержку.
Директор Центра непрерывного математического образования Иван Ященко отметил изменения в субъектах: «Очень приятно, что увеличивается число регионов, где реализация концепции математического образования воплощается в реальные дела, в пользу для конкретного ребенка, конкретного учителя».
Со слов директора ЦМНО, в школах уделяют большое внимание интеллектуальной работе ребенка – причем способствуют этому не только математические кружки, но и другие активности. «В ближайшее время это воплотиться в успех на высоких уровнях, а также повысит грамотность абитуриентов ведущих вузов», – добавил Иван Ященко.
Определенные изменения произойдут в работе высших учебных заведений: будут усовершенствованы программы для студентов математических факультетов и для курсов дополнительного профессионального образования.


Теги: математика образование школа

Материалы по теме:

Роспотребнадзор рекомендует школьникам в условиях карантина меньше пользоваться гаджетами
Роспотребнадзор советует российским школьникам ограничить использование гаджетов для снижения нагрузки на глаза, так как в связи с переходом школ на дистанционное обучение дети вынуждены ...
Новый стандарт образования: как внедряются принципы инклюзии в регионах РФ
Программа инклюзивного обучения детей с ОВЗ реализуется в регионах РФ в рамках подготовки к внедрению нового образовательного стандарта. Смотрите на видео, как и в ...
Минобрнауки отменит вторые и третьи смены в школах через 10 лет
Занятия в школах во вторую и третью смену будут отменены не раньше чем через 10 лет. Об этом свидетельствует подготовленная Министерством образования и науки ...
Школы в России больше нет
Школа перестала быть самодостаточным и самоценным периодом в жизни взрослеющего человека; смысл её свёлся к подготовке к поступлению в вуз. Школы в России больше нет. ...
Яровая предложила изучать в школах приговор Нюрнбергского трибунала
Вице-спикер ГД Ирина Яровая сообщила, что обратилась в Минобрнауки и МИД РФ по поводу возможности изучения в школах и вузах текста приговора Нюрнбергского трибунала, ...