Минобрнауки отменит вторые и третьи смены в школах через 10 лет


Автор: editor, опубликовано: 06.05.2015
06012437.178865.5268

Занятия в школах во вторую и третью смену будут отменены не раньше чем через 10 лет. Об этом свидетельствует подготовленная Министерством образования и науки федеральная программа создания новых мест в общеобразовательных организациях до 2025 года.
Согласно документу (есть в распоряжении «Известий») министерство планирует перевести все школы на обучение в первую смену к 2025 году. Для этого нужно создать новые учебные места путем реконструкции действующих школ или постройки новых. По оценкам ведомства, на это потребуется порядка 3 трлн рублей, из которых 2,1 трлн рублей планируется выделить из федерального бюджета и 900 млрд рублей — из бюджетов субъектов.
— Необходимость реализации программы обусловлена высокой социальной значимостью решаемых задач по формированию условий для получения качественного общего образования. Для этого должна быть обеспечена возможность организации всех видов учебной деятельности в одну смену обучения, безопасность и комфортность условий их осуществления, — поясняют в Минобрнауки. — Обучение в две смены не позволяет качественно реализовать федеральные государственные образовательные стандарты, снижая доступность качественного образования, возможность организации внеурочных видов деятельности обучающихся, качественного предоставления услуг дополнительного образования детей. Обучение в три смены прямо не допускается современными санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Программу планируется реализовать в два этапа. Первый — с 2015 до 2020 года. За этот период ведомство планирует к 2018 году полностью ликвидировать третью смену в школах, а к 2021 году начальная школа (1–4 классы) и 10–11 классы перейдут на обучение в одну смену. Во второй период — к 2025 году — ведомство планирует перевести учащихся 5–9 классов также на обучение в одну смену.
По данным Росстата (на 1 января 2014 года), в две и в три смены вели обучение 10,8 тыс. школ (24%). По такой программе обучалось свыше 1,8 млн детей (14% от общей численности учащихся). В 2014/15 учебном году (на 1 января 2015 года) в третью смену обучаются 17,7 тыс. школьников — в основном в Дагестане, Ингушетии, Чеченской Республике. Проблема обучения во вторую и третью смену есть почти в каждом городе России, кроме Санкт-Петербурга, где все школы работают в одну смену.
Организация обучения в несколько смен связана с состоянием многих школ по всей России, которые не соответствуют необходимым требованиям. В 482 школах 633 здания находятся в аварийном состоянии, в 6192 школах 8261 здание требует капитального ремонта, 4896 школ (11%) не имеют всех видов благоустройства, сохраняются здания школ, спроектированные и построенные в середине прошлого века и даже существенно раньше, которые не отвечают требованиям качества школьных инфраструктур, критериям комфорта и безопасности. Кроме того, используются 9146 школьных зданий с уровнем износа 50–70%, 10 683 — свыше 70%
По оценкам ведомства, при существующей инфраструктуре с учетом демографического прогноза увеличится вторая смена, а третья может появиться еще в семи регионах: Краснодарском крае, Ханты-Мансийском округе, республиках Тыва и Северная Осетия, а также в Иркутской, Тюменской и Калининградской областях.
Кроме того, согласно демографическим прогнозам, в перспективе до 2025 года численность учащихся общеобразовательных организаций возрастет на 3,6 млн человек. Прогнозная потребность по вводу мест для обеспечения обучения в общеобразовательных организациях в первую смену составляет около 4,6 млн мест (в городских школах — 3,7 млн мест, в сельских школах — 0,9 млн мест). В связи с этим ведомство предлагает потратить 3 трлн рублей в течение 10 лет, чтобы создать 6,6 млн учебных мест (4,7 млн дополнительных мест для обучения в одну смену и 1,9 млн обустроятся уже в новых школах) путем строительства новых школ или с помощью проведения капитального ремонта имеющихся зданий.
— Проблема со сменами есть, и она очевидна. Понятно, что если ребенок в темноте возвращается домой, то у него восприятие уже иначе формируется, поэтому занятия и организованы стандартно в первой половине дня. В целом здесь вопрос даже не к образованию, а в каждом конкретном случае к отдельно взятому региону, потому что необходимы деньги для расширения и строительства новых помещений, — говорит Заслуженный учитель России Евгений Ямбург.
Сопредседатель межрегионального профсоюза учителей Андрей Демидов отмечает, что конкретных инструментов для ликвидации нехватки мест в школах пока представлено не было.
— Начнем с того, что у нас и утвержденные СанПиНы не жалуют вторую смену, не говоря уж о третьей. Сейчас есть проблема нехватки мест, и ситуация получается двоякая. В регионах закрывают сельские школы и переводят детей в районные центры или города. В Москве объединяют школы, и получаются «мегакомплексы», которыми сложно управлять и в которых сложно работать с педагогической точки зрения. Проблему надо решать, но как и какими средствами, пока непонятно, — считает Демидов.


Теги: Минобрнауки смены школа

Материалы по теме:

Собраны данные мониторинга деятельности вузов
Министерством образования и науки РФ завершен сбор и проверка достоверности данных, предоставленных образовательными организациями высшего образования в рамках основных показателей мониторинга деятельности вузов. Информационно-аналитические материалы ...
В Минобрнауки России озвучили итоги экспертизы электронных форм учебников
15 мая 2015 года Научно-методический совет по учебникам Минобрнауки России подвел итоги экспертиз электронных форм учебников. Как заявила на заседании Совета первый заместитель Министра образования ...
«Молодая гвардия» попросила Минобрнауки вернуть психологов во все школы
"Молодая гвардия Единой России" (МГЕР) обратилась к Министерству образования и науки РФ с предложением вернуть ставки психологов во все школы. Об этом сообщили во ...
У школьников отнимут Достоевского, Толстого и Булгакова?
О том, что писатели являются инженерами человеческих душ, вспомнили в Госдуме. Но вспомнили в нынешнем, актуальном для сегодняшнего дня ключе — сконструированные писателями-инженерами души ...
Вслед за учебниками Минобрнауки ужесточает требования к учебным пособиям
Минобрнауки повышает требования к качеству учебных пособий. Приказ ведомства, регламентирующий отбор и требования к организациям, осуществляющим выпуск учебных пособий для школ, вступает в силу. "Процедура ...