Норвегия: школьное образование


Автор: editor, опубликовано: 24.04.2015
article_586_1383223947116_011

Система школьного образования в Норвегии вызывает самые противоречивые отклики среди тех, кто сталкивался с ней напрямую. Чаще всего возмущены привыкшие к строгой дисциплине, контролю и детальному изучению каждого предмета русскоязычные эмигранты.
Пока родители решают, каковы плюсы и минусы европейских школ и что нужно каждому конкретному ребенку, мы попробуем взглянуть на систему воспитания и подход к детям в Норвегии глазами стороннего наблюдателя.
Никакого стресса
Младшая школа в Норвегии ― своеобразное продолжение детского сада. Еще с пеленок малыши привыкают, что им позволено все не только дома, но и в государственных учреждениях (кстати, садик стоит совсем недешево): валяться в песке и ходить с соплями до подбородка; облизывать банку любимого йогурта и без стеснения целовать товарища; выменивать игрушки и звонить папе с мамой с требованиями различной степени важности. Терпения у воспитателей хватит на всех. Здесь детей укладывают спать, моют и одевают исключительно по их желанию. Столовых при садах и школах не существует, и все едят только принесенные из дома бутерброды, а значит не надо кого-либо заставлять доесть суп или пюре. К тому же, воспитателей всегда много и устать при таком режиме работы им довольно сложно.
Норвежские дети идут в школу с шести лет, и первый класс скорее является адаптационным, подготовительным, а значит не несет никакой эмоциональной нагрузки. Оценок здесь не ставят, весь год учат алфавит и складывают слоги в игровой форме, проводят много различных мастер-классов по изготовлению полезных для жизни вещей. К примеру, к Рождеству в каждой семье первоклассника появится салфетка на окно с вышитой горящей свечой. Учиться вышивать мальчику или рубить дрова девочке можно и нужно. Гендерные игры не особенно приветствуются. Все дети равны и одинаковы и, более того, могут воспитываться в однополых семьях — это не обсуждается, а толерантность приравнивается к главному, необходимому в жизни качеству.
Здоровый образ жизни и любовь к природе
Очень много внимания уделяется поддержанию здорового духа в здоровом теле, а также пониманию лесных законов. Норвегия, как известно, самая зеленая, самая экологически чистая европейская страна, и леса ее не просто бережно охраняются, но и нежно любимы. С малых лет школьников учат правильно разжигать костры, понимать поведение животных, ходить в походы и воспринимать любые погодные условия как нечто радостное.
Вместо школьной формы обязательной одеждой каждого ученика является дождевик и резиновые сапоги, поскольку каждую большую перемену дети проводят на улице, независимо от происходящего за окном. В теплое время года позволено строить хижины из веток, залезать на деревья и рыть окопы, зимой — строить целые города и ледяные пещеры. Отдельным курсом проходят уроки на свежем воздухе, когда можно узнать, как собирать грибы или что делают совы днем. Порой приглашенные сказочники (в Норвегии существует такая профессия как профессиональный сказочник) выводят группы школьников в «долины троллей» и посвящают детей в тонкости обращения с озерами и их обитателями.
Осенью частью оздоровительной программы является бассейн, плавать в котором нужно порой и в одежде, чтобы почувствовать все беды утопающего и спасающего. После водных процедур дети могут идти с мокрой головой по улице и не заболевают на следующий день. Иммунитет в Норвегии выработан с коляски, а потому, увидев годовалого малыша в минусовую температуру без шапки, никто не удивится. Зимой все школьники в обязательном порядке катаются на лыжах. Существует шутка, рассказанная всерьез, что норвежцы рождаются с лыжами на ногах. Лыжи в самом деле любят, в них знают толк, их дарят друг другу на дни рождения и большие праздники, а умением спуститься красиво со склона хвастаются в социальных сетях.
Расписание занятий и группы продленного дня
Занятия начинаются в августе: конкретное число каждый раз обговаривается, но обычно к середине лета у всех детей уже готовы сочинения о проведенных каникулах, фотоальбомы и собранные по заданиями гербарии. Уроки начинаются в 8:30, но спешащие на работу родители могут оставлять детей в школе с шести утра. Так действует группа продленного дня. В отличие от образования она стоит немалых денег, более того, за опоздания родителей взымается определенная такса, поскольку каждый час воспитателя расписан, и лишние десять минут уже приравниваются к часу. Зато все дети, как правило, от продленки в восторге. На кухне они не только могут пить чай, но также готовить под руководством взрослых печенье и вырезать рожицы из овощей; в разноцветных комнатах найдется множество развивающих игр; на специальных площадках организованы игры в футбол или баскетбол.
Успеваемость
Школа в Норвегии находится на полном государственном обеспечении. Родителям не нужно покупать учебники, тетради, краски и альбомы ― все, вплоть до ручек и карандашей, выдается ребенку в первые же дни обучения. Все, кроме самого желания постигать науки. О способностях учеников говорить не принято: учителя хранят свое отношение к поведению и успеваемости подопечных в страшной тайне. Только раз в год, в назначенный день, они рассказывают родителю об успехах чада, тонко намекая на моменты, которые стоило бы доработать. Если родители согласны с тем, что их ребенку учиться сложнее, чем другим, то помощь в виде приглашенной комиссии не заставить себя ждать. Специалисты из разных областей несколько дней присутствуют на уроках, выявляя, с чем именно связаны трудности ребенка. Затем с ним работают отдельно, подтягивая до нужного уровня.
Предметов, как и методических материалов, в школе более, чем достаточно. Детей ненавязчиво учат не только родному и английскому языкам, математике и химии, но и умению выживать в трудных условиях и уважению к ближнему. При этом позиция учителей такова: все охватить невозможно, жажда первенства и хвастовство не приводят к добру. Никто никуда не торопится, и постепенное чувство, что торопиться по сути-то некуда, завладевает всем существом эмигрирующего в Норвегию жителя мегаполиса.
Текст: Нина Асташкина


Теги: Норвегия образование школа

Материалы по теме:

Васильева считает, что необходимо вернуть домашний климат в школы
Школам в России необходимо вернуть домашний климат во избежание психологического выгорания у детей. Такое мнение высказала министр просвещения РФ Ольга Васильева. "На сегодняшний день одной ...
КС Латвии признал законным запрет русского языка в частных школах
Конституционный суд Латвии постановил, что ограничения преподавания на языках нацменьшинств в частных школах соответствуют конституции и международным обязательствам Латвии, сообщил юрист и правозащитник Алексей ...
Мосгордума хочет предложить организовать в школах уроки по раздельному сбору мусора
Мосгордума обратится к Департаменту образования с предложением организовать в школах уроки по раздельному сбору мусора, сообщает Агентство городских новостей «Москва» со ссылкой на председателя ...
Москва вошла в пятерку мегаполисов по уровню знания школьников
Столица России заняла пятое место среди 20 мегаполисов мира по среднему уровню знаний школьников, сообщается на официальном портале мэра и правительства Москвы. "Москва заняла пятое ...
Васильева прокомментировала рекомендации по использованию мобильных в школе
Рекомендации ограничить использование мобильных телефонов в школах связаны с заботой о здоровье учеников, сообщила журналистам министр просвещения РФ Ольга Васильева. "Я считаю, что на период ...