ОНФ: Поддержку педагогов, работающих с детьми из неблагополучных семей, нужно поставить на системную основу


Автор: editor, опубликовано: 24.04.2015
shkola1

Педагоги, которые занимаются детьми из неблагополучных семей, сами нуждаются в поддержке. Им зачастую не хватает возможностей повышения квалификации, нет системного подхода к их материальному стимулированию. К таким выводам пришли эксперты рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности».
Эксперты проанализировали доклад правительства об исполнении «майского» указа № 599 президента России, лидера ОНФ Владимира Путина в части поддержки педагогов, работающих с детьми из социально неблагополучных семей.
Работу с «трудными» детьми ведут самые разные специалисты — социальные педагоги, педагоги-психологи, классные руководители, мастера производственного обучения. Они должны заниматься индивидуальным социально-психолого-педагогическим сопровождением ребенка и семьи, а также коррекционно-развивающей работой с детьми, испытывающими трудности в обучении. Привлечены комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты населения, опеки и попечительства, по делам молодежи, руководящие органы образования и здравоохранения. Однако во всем этом нет системного начала. Не существует даже четкого понимания, кого относить к неблагополучным семьям. А ведь, по разным оценкам, их доля достигает от 15 до 35%. Из-за этого невозможно выстроить необходимую работу, делают вывод члены рабочей группы ОНФ.
Это подтверждается результатами экспертного опроса, который провели сотрудники Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза». В нем приняло участие 33 эксперта из шести субъектов РФ: Саратовской, Новосибирской, Иркутской, Волгоградской, Московской областей и Москвы.
Опрос, в котором участвовали представители региональных центров социального обслуживания, профильных общественных организаций, педагогических коллективов школ, а также департамента государственной политики в сфере общего образования и департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки РФ, показал, что в упомянутых регионах поддержка педагогов, работающих с детьми из неблагополучных семей, сводится к бессистемным мероприятиям в рамках незначительного повышения зарплаты и квалификации отдельных педагогов.
Эксперты Центра выявили случаи, когда классные руководители не получают доплату за работу с детьми из неблагополучных семей. А, к примеру, в Новосибирской области только в двух школах из шести исследованных проводились мероприятия по поддержке преподавателей, работающих с детьми из таких семей.
«Сейчас в нормативно-правовой базе отсутствует определение социально неблагополучной семьи. А ведь только имея четкое понимание, какие семьи относятся к такой категории, можно приступать к формированию соответствующей статистической базы и определить круг педагогических работников, которые работают с детьми из таких семей и должны получать за это надбавки. В связи с этим предлагаем внести соответствующие изменения в нормативные документы и выполнить наконец задачи, прописанные в указе главы государства, которые должны были быть решены еще до конца 2013 года», — подчеркнул руководитель Центра «Народная экспертиза» Николай Николаев.
Рабочая группа ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» проанализирует существующую нормативно-правовую базу с целью определения понятия «семья, находящаяся в социально неблагополучном положении» и закрепления его на законодательном уровне. К этой работе планируется привлечь депутатов, с которыми ОНФ сотрудничает в Госдуме.
Помимо основополагающих понятий эксперты не обнаружили в докладе правительства предложений по мерам финансовой поддержки педагогов, работающих с детьми из неблагополучных семей, разработки методики расчета их заработной платы. Хотя в письме Минобрнауки по реализации «майского указа» было рекомендовано «включение в показатели стимулирующих выплат педагогам в рамках новой системы оплаты труда показателей, характеризующих их результативность в индивидуальной работе с детьми из социально неблагополучных семей».
«Чтобы поставить эту работу на системную основу, нужно разработать и внедрить инструменты выявления трудных детей и определения индивидуальных программ их развития в общеобразовательных школах. Это позволит обеспечить адресность методической и материальной поддержки школ и педагогов, привлечь в штат педагогов-психологов, социальных педагогов, других специалистов, создать им необходимые условия для эффективной работы. Заметной поддержкой могли бы стать федеральные и региональные гранты квалифицированным педагогам, выразившим готовность работать в таких школах», — предлагает руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» Любовь Духанина.
Рабочая группа пришла к выводу, что, поскольку в докладе правительства отсутствуют существенные показатели, по которым можно судить о степени и качестве реализации поручения президента, его необходимо оставить на контроле.
Напомним, что с марта 2014 г. по указанию президента, данному по итогам «Форума действий» ОНФ, создан механизм учета мнения Народного фронта при снятии с контроля поручений Владимира Путина. Контрольное управление президента направляет в Народный фронт доклады правительства для подготовки заключений, без которых решение в отношении тех или иных поручений не принимается.


Теги: дети ОНФ педагоги

Материалы по теме:

Мединский: дети должны быть заняты в школе до вечера, но речь идет о внеклассных занятиях
Министр культуры РФ Владимир Мединский разъяснил свои слова о занятости школьников: он считает, что в школе дети должны быть заняты до семи вечера, но ...
Форум в Сочи соберёт педагогов из 17 государств
Во вторник в городе-курорте Сочи начинает свою работу международный педагогический форум, в котором примут активное участие свыше 350 учителей, представляющих все без исключения регионы ...
В преддверии 1 сентября активисты ОНФ проверят дороги около школ
В преддверии нового учебного года в регионах стартовал всероссийский мониторинг ОНФ, в ходе которого активисты Народного фронта выяснят, насколько придорожная инфраструктура около общеобразовательных школ ...
Минобрнауки РФ задумалось о создании системы поддержки талантливых педагогов
Заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов предложил создать систему поддержки талантливых педагогов. «Нужно создать не только систему поддержки талантливых детей, но и систему ...
ОНФ предлагает проводить экзамен для будущих учителей
Общероссийский народный фронт (ОНФ) направил в правительство предложения в национальный проект "Образование", в частности, эксперты предлагают проводить экзамен для будущих учителей, сообщила пресс-служба ОНФ. "Общероссийский ...