У родителей первоклассников прошла горячая пора: первый звонок уже отзвенел. Однако учеников пока не нагружают, в 11.15 заканчивается третий урок, и детей нужно забирать из школы. Хорошо, если есть сидящие дома дедушки и бабушки. Или семья может себе позволить нанять няню. А если нет? Ранее в такой ситуации помогали группы продленного дня. Но сейчас они есть далеко не везде. В некоторых школах в этом учебном году их закрыли. По словам самих педагогов, это связано с большим притоком первоклашек. Ведь в 2007 — 2009 году, когда ввели материнский капитал, был всплеск рождаемости. И вот волна докатилась и до школы. Учебные заведения вынуждены открывать дополнительные параллели, чтобы вместить всех. Сегодня редко найдешь школу, где бы дети не учились в две смены.
Например, в школе N60 Советского района семь параллельных классов, учителя начальных классов преподают в первую и во вторую смены.
— Мы детей отводим в 8.15, забираем в 11.15. Я на работе, хорошо, что дочь старшая заберет ребенка и поедет с ней на свою репетицию, а вот послезавтра забирать уже некому, и я работать в этот день не смогу, — говорит одна из мам первоклассника.
Кому-то из малышей приходится самостоятельно идти домой и ждать родителей, находясь без присмотра.
— Риск получить какую-либо травму повышается именно в то время, когда ребенок остается дома один, — говорит главный детский реаниматолог минздрава области, заслуженный врач России Федор Шаршов. — Раньше, когда были бесплатные продленки, такого наплыва в больницы не было. Сейчас дети страдают от недосмотра.
В законе об образовании сказано, что в школе могут быть созданы условия для присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня. А другой пункт уточняет, что «за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату». Однако четкой нормативной базы, которая бы все это регламентировала, нет.
В некоторых так называемых престижных школах, гимназиях и лицеях, вводится тьюторство (tutor — учитель, воспитатель, личный куратор). Это та же продленка, цена — от 100 рублей в час. В ростовском экономическом лицее N14 для первоклассников создана группа комфортного пребывания, там детей кормят, занимаются с ними. Цена вопроса — около девяти тысяч рублей в месяц. Без учета так называемых взносов на нужды класса или учебного заведения. Получается, что стоимость пребывания первоклассника в муниципальном общеобразовательном учреждении в группе комфорта (то есть с платной продленкой) почти догоняет стоимость частной школы.
Комментарий
Наталия Симаченко, начальник отдела общего образования департамента образования Ростова-на-Дону
— Группы продленного дня закрылись далеко не во всех ростовских школах, примерно в 90 процентах они остались, По закону школа действительно вправе сама устанавливать плату за продленку. Как правило, в каждом общеобразовательном учреждении имеются дополнительные услуги, бесплатные кружки. И в итоге ребенок в начальной школе освобождается только к трем часам дня.
А как у соседей
Анна Конон, мама четвероклассницы, Волгоград
— Продленка в школе есть, неплохая и причем бесплатная. Но моя дочка никогда в нее не ходила. На мой взгляд, ребенку и физически, и психологически тяжело все время находиться в школе, в одной и той же одежде. К тому же свободная от учебы половина дня у нас заполнена дополнительными занятиями и секциями. Кому ребенка встретить из школы, отвести-привести на эти занятия, — настоящий квест. Решаем задачу по-разному. Я работаю посменно, если мой график позволяет, забираю я. Если нет, иногда муж в обеденный перерыв успевает отвезти дочку домой. Привлекаем обеих бабушек и даже дальних родственников. Платные няни, гувернантки нам не по карману.
Источник: http://www.rg.ru/2015/09/24/reg-ufo/prodlenka.html