
21 апреля в Общественной палате РФ обсудили первые итоги выпускного сочинения 2014-2015 учебного года. Преподаватели русского языка и литературы отметили, что критерии оценки сочинения чрезмерно редуцированы, а методологическая база подготовки не сформирована.
«Одна из важнейших функций Общественной палаты — реагировать на социальную напряженность. Введение выпускного сочинения в качестве дополнительной аттестационной процедуры было неоднозначно воспринято обществом, а теперь мы видим непонимание в интерпретации результатов выпускного сочинения», — отметил член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию науки и образования Роман Дощинский.
По его мнению, главный вопрос, на который нужно ответить экспертному сообществу, не является ли дополнительная аттестационная процедура в виде выпускного сочинения чрезмерной для школьников. Кроме того, вызывают вопросы критерии оценки работ школьников.
«Даже если выпускник совершит ошибки в каждом слове сочинения, он может пройти это испытание. Критерии оценивания редуцированы, их нужно дорабатывать», — считает член Общественной палаты.
Академик РАО Марьяна Безруких заявила, что методологическая база подготовки к выпускному сочинению отсутствует. «У учителей нет понимания того, как готовить учеников к аттестации, а главное — каким оно должно быть. Эта неопределенность спускается на школьников, и без того перегруженных аттестационными процедурами», — рассказала Безруких.
Заведующая кафедрой русского языка и литературы Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, автор учебно-методических комплектов по литературе для 10-11 классов Галина Обернихина, напротив, считает, что выпускное сочинение гармонично дополняет общую структуру аттестации и не требует дополнительных усилий педагогов и выпускников.
«Весь учебный процесс направлен на развитие речевых навыков детей, продемонстрировать которые в коротком сочинении не должно составить труда», — заметила Обернихина.
В течение месяца Общественная палата РФ подготовит рекомендации по совершенствованию нормативной правовой и научно-методической базы выпускного сочинения и направит их в профильное ведомство.