С места в карьеру


Автор: editor, опубликовано: 13.05.2015
600_default

Можно ли выбрать специальность по отпечаткам пальцев? Что такое профессиональный пасьянс? Чем поможет абитуриенту «карьерный» психолог? Корреспонденты «РГ» испытали на себе методики профориентации и узнали, как не нарваться на мошенников и почему нельзя доверять судьбу звездам.
Куда пойти: в физики или лирики? Тысячи выпускников сталкиваются с этой дилеммой. Но молодежь сегодня продвинутая. И при решении подобных вопросов предпочитает опираться не на эмоции, а на подсказку «от науки». В Интернете сотни предложений: от профориентационных тестов онлайн до сеансов «ученого-астролога». Последнее отметаем сразу: звезды — это прекрасно, но в данном контексте подход явно сомнительный.
Физики или лирики
За ответом на вопрос: «Кем стать?» — идем в центр тестирования и развития, созданный на базе факультета психологии МГУ.
— Доказанных методик, помогающих определиться с профессией, не так уж много. Астрология, нумерология, хиромантия к ним точно не относятся, — рассказывает научный сотрудник факультета психологии МГУ Алексей Серебряков. — Научные методы — это психометрическая, психофизиологическая диагностика, «тесты достижений» и т.д. Задача «карьерного» психолога — понять, чем интересуется ребенок, оценить его интеллектуальные способности и особенности личности, узнать мотивы. И только после этого что-то советовать.
Как это работает на практике? Первым делом — компьютерный тест на полтора часа. Сначала вопросы о ценностях: что важнее, деньги или признание? Творчество или руководство? Потом вопросы на эрудицию, каверзные задачки по математике, логике. Секунды бегут, а ты вспоминаешь, что такое гомеостаз, пытаешься переставить спичку, чтоб из пяти квадратов получилось пять прямоугольников… Тест рассчитан так, что никто полностью решить его не сможет. «Физики» лучше справятся с вычислениями, а «лирики» покажут хорошие результаты в лексике, абстрактном мышлении. В конце вопросы на тип личности: новатор ты или консерватор, любишь работать один или в команде.
В итоге получаешь список профессий. Из них выбираешь самые интересные и перспективные, а потом смотришь, в каких вузах такое образование можно получить. Например, менеджер IT-проектов: им можно стать, выучившись на программиста или по специальности «бизнес-информатика». Или — медиатор — посредник, разрешающий споры в досудебном порядке. Тут подойдут направления «конфликтология», «юриспруденция».
Пасьянс профессий
— Давайте разложим «Профессьянс». Что это такое? Карточная игра и методика, разработанная профессором МГУ Николаем Пряжниковым. Ребенок и психолог здесь творчески взаимодействуют: мы общаемся, ставим вопросы и сами ищем ответ, — рассказывает кандидат психологических наук Кирилл Кузнецов.
Он выкладывает на стол 45 карточек с картинками. Пять цветов — пять характеристик: цели работы (например, помогать, исследовать), предметы (животные, техника), средства (машины, знания, творчество), организация труда (работа в офисе, командировки), особые условия (риск, ответственность).
Сначала карточки нужно разложить: что больше нравится — в начало ряда. Потом некоторые из них придется перевернуть, другие отложить «на заметку» или сгруппировать. В итоге остается меньше 10 карточек — «формула профессии». Например: «исследовать», «растения», «знания», «командировки». Кем может стать ребенок, выбравший такие карточки? Скорее всего, ему интересны экология и биология.
Дуги, петли, завитки
А вот ученые МГТУ им. Баумана разработали методику, позволяющую оценить потенциал человека по отпечаткам пальцев. Фантастика? По словам директора инновационного центра профориентации Сергея Дорофеева, вовсе нет. Узоры на подушечках пальцев ребенка закладываются на 13-й неделе беременности. Примерно в то же время формируется его нервная система. Чтобы изучить, как они связаны, статистику пришлось собирать не один десяток лет. На деле это выглядит так: прикладываешь пальцы к сканеру — на экране появляются узоры. О чем они говорят?
— Есть три типа узоров: дуги, петли, завитки. По ним мы можем определить тип мышления, памяти и внимания, интеллектуальные способности, слабые и сильные стороны психики. Оценить спортивный потенциал ребенка, — рассказывает консультант Евгения и обращается к одному из корреспондентов «РГ»:
— Вы профессию выбрали правильно: завитков и петель поровну. Есть и аналитические способности, и образное мышление, вы хорошо переносите стресс.
Впрочем, скептики возражают: подобное тестирование — лишь вспомогательный способ. Ведь при профориентации нужно учитывать также интересы ребенка, его успехи в учебе, социальную среду и т.д. С другой стороны, узнать потенциале и очертить «коридор» возможностей — тоже неплохо. Особенно если ребенок еще маленький.
На экскурсию и в лагерь
Эксперты говорят: начинать профориентационную работу нужно чуть ли не с детского сада. Сегодня ребенок играет в больницу, завтра — в космонавтов. И задача родителя — поддержать интерес малыша, предлагать разные игры. В школе он сделает осознанный выбор: «Хочешь в музыкальную школу? Отлично! Не понравилось? Запишись в кружок робототехники». Главное, чтоб подросток искал себя.
— Чем больше ребенок пробует, тем лучше. В последнее время сложнее конкурировать с планшетами, компьютерными играми, которые зачастую занимают все внимание детей. Думаю, даже профориентационные тесты скоро превратятся в игровые приложения для смартфонов, — рассуждает Кирилл Кузнецов.
Как еще можно помочь ребенку определиться с профессией? Отправить в лагерь. В «Артеке», например, Роскосмос проводит «космические смены». В «Орленке» — сборы юных журналистов, пожарных и правозащитников. И даже если ребенок вернулся, например, с эко-смены и понял, что экологом точно не будет, это тоже опыт. Гораздо хуже, когда позже он поступит в вуз, а закончив его, будет использовать диплом как коврик для компьютерной мыши.
Хорошим способом узнать больше о профессии, посмотреть на нее «изнутри» может стать поход на реальное предприятие. В Москве, например, специалисты центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский» регулярно устраивают подобные экскурсии для школьников: в автобусный парк, пожарную часть, электродепо, центр управления воздушным движением. При этом каждый ребенок может получить там бесплатную консультацию психологов. Правда, подобные центры есть далеко не в каждом регионе.
Официально
В минобрнауки создается рабочая группа по разработке Стратегии профессионального самоопределения молодежи с учетом потребностей рынка труда, а также Концепции профессионального самоопределения. Сегодня образовательные стандарты позволяют школам сотрудничать с базовыми предприятиями, профессиональными образовательными организациями, вузами, центрами профориентационной работы. Формы профориентации самые разные: ярмарки профессий, дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы.
«Российская газета» — Федеральный выпуск №6670 (99)


Теги: выбор МГУ образование профессия

Материалы по теме:

Голодец: РФ может перенять у Бразилии опыт современных технологий в профобразовании
Россия может перенять у Бразилии опыт использования современных технологических процессов в профессиональном образовании. Об этом сообщила в понедельник ТАСС вице-премьер России Ольга Голодец по ...
Двухуровневое образование является более гибкой системой обучения студентов, чем специалитет
На встрече с представителями социальных медиа заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов рассказал о преимуществах двухуровневой системы образования. «Мне кажется, что двухуровневое образование, ...
Конкурс в МГУ в 2015 году рекордный: более 7 человек на место
Конкурс в Московский государственный университет (МГУ) в рамках приемной кампании 2015 года стал рекордным за последние годы и составляет около семи человек на место, ...
Родители Крыма смогут выбрать язык обучения школьников
Родители крымских школьников смогут выбирать язык обучения, сообщается на официальном сайте города Симферополя. Заместитель министра образования, науки и молодежи республики Ольга Красникова заявила, что новый ...
К 2020 году более 70% педагогических работников пройдут обучение по программам дополнительного профессионального образования
21 июля 2015 г. прошло второе заседание рабочей группы по разработке концепции подготовки педагогических кадров для системы СПО под руководством директора Департамента государственной политики ...