Школа без ЕГЭ, игры и учебники-трансфомеры: как выглядит будущее образования


Автор: editor, опубликовано: 10.04.2015
389ea89025ef477fa017167c218ce306

Система образования на наших глазах переживает самую решительную реформу за последние 200 лет. По просьбе «Воздуха» Наталья Чеботарь, программный директор Московского международного салона образования, рассказала о самых главных изменениях, которые уже произошли или вот-вот произойдут.
Индивидуализация
Что было: Все учились по одной и той же программе. Один учитель рассказывал тридцати совершенно разным людям одно и то же. Ребенок ни на что не влиял. Учишься ты хорошо или плохо, можешь пройти годовую программу за месяц или за полгода, все равно должен ходить в школу каждый день к восьми утра 11 лет подряд.
Что будет: Образовательные программы будут полностью персонализированными, не будет общих классов. Каждый человек будет учится со своей скоростью, сам определять последовательность изучения предметов и время, которое на них тратит, сложность и форму, в которой ему удобнее получать информацию.
Что есть уже сейчас: Около 200 школ в США отменили классно-урочную систему и перешли на модель смешанного обучения, при котором традиционное образование смешивается с онлайн-обучением и каждый ребенок учится по индивидуальной программе. Многие из этих школ пошли на авантюру не от хорошей жизни: кто-то был на грани закрытия из-за хронически низких результатов учеников, другим пришлось выкручиваться, чтобы дать хорошее образование в районах, где 70% детей — это дети мигрантов с неродным английским. Каждое утро каждый ребенок получает свой плейлист на день, где расписано, что он делает за компьютером, что в маленькой группе, что один на один с учителем. Учителя получают такие же плейлисты, где видно, кому и с чем сегодня нужно помочь. Результат — школы вышли в лидеры в своих штатах.
Новые модели жизни кампусов
Что было: Качество образования, получаемого в вузах третьего эшелона, невозможно сравнить с мировым — сплошная профанация и даже торговля «корочками». Большая часть времени в университетах проходит за прослушиванием лекций, написанных много лет назад, которые часто никак не учитывают современные исследования и новости науки.
Что будет: Разрыв между мировым и районным уровнем сократится, университеты и школы по всему миру будут свободно обмениваться курсами и любыми другими формами подачи информации — симуляторами, электронными лабораториями, библиотеками, учебными заданиями. Если голую информацию можно бесплатно получить онлайн, в физических кампусах будет больше практики, проектного обучения и разнообразных форм совместной работы и учебы.
Что есть уже сейчас: Высшая школа экономики засчитывает студентам пройденные онлайн-курсы других университетов, если они соответствуют определенным требованиям. Любой университет или студент сможет бесплатно пользоваться базами знаний и открытыми онлайн-курсами на международных MOOC-платформах вроде EdX и Сoursera или российских — «Лекториум» и «Универсариум».
Доступность образования
Что было: Пройти хотя бы краткосрочный курс в лучших университетах мира стоило космических денег. И наоборот, фантастические ученые или невероятные лекторы остаются неизвестными образовательному сообществу, хотя их курсы могли бы помочь миллионам.
Что будет: Стоимость качественного образования сильно упадет. Посидеть на стуле в конкретном Оксфорде или Массачусетском технологическом институте все еще будет стоить дорого, зато получить их диплом можно будет в любой деревне, где, даже учитывая все минусы онлайн-обучения, с такой подготовкой можно быть королем и вообще горы сворачивать.
Что есть уже сейчас: Согласно исследованию Института Брукингса половина вакансий в США, связанных с технологиями, наукой, математикой и инженерным проектированием, не требуют высшего образования. Курсы, связанные с IT, особенно хорошо подходят под онлайн-обучение. Задания могут быть сколь угодно сложными и при этом автоматически проверяемыми. Пройдя бесплатный или близкий к бесплатному MOOC-курс по какой-то новой специальности, лежа дома на диване с телефоном, можно устроиться на работу в условный Google.
Цифровая педагогика
Что было: Слабопрогнозируемые результаты обучения на всех уровнях и споры о том, является ли педагогика вообще наукой, если опыт лучших школ и университетов никак нельзя масштабировать и все держится на личности отдельных людей.
Что будет: Педагогика станет точной «доказательной» наукой, базирующейся на масштабных данных и воспроизводимых исследованиях.
Что есть: Мобильное приложение для изучения иностранных языков Duolingo, которым пользуются более 60 миллионов человек, выросло из исследовательского проекта в Университете Карнеги — Меллон. Теперь профессор Луис фон Ан со спокойной совестью говорит о том, что семестровый вузовский курс английского можно пройти за 34 часа.
Крупнейшие мировые издательства учебного контента работают с системой адаптивного обучения Knewton, которая собирает данные о том, как учится каждый студент, точно знает, что для него работает, а что нет, на каком конкретно предложении в учебнике он теряется, и адаптирует содержание под этого определенного человека. Учебник, конечно же, электронный.
Легализация игр в образовании
Что было: Психологии известно множество способов мотивации, но все они имеют довольно мало отношения к типовой школе. Учителям не до игр, и вообще есть слово «надо», а характер надо воспитывать. Зато производители игр пользуются всем возможным арсеналом, чтобы удерживать воина у экрана по 16 часов кряду.
Что будет: Игры по физике или истории будут конкурировать с шутерами и бродилками.
Что уже есть: Minecraft используют для образовательных нужд в школах по всему миру, SimCity выпустили специальную версию игры для образования.
Несколько лет назад компания Zynga, крупнейший разработчик онлайн-игр, запустила акселератор для компаний, работающих на стыке игр и педагогики, в котором стартаперов учат учителя, и наоборот. Чтобы никого не охватила боль за великое советское образование, стоит сказать, что большей частью речь там идет о том, чтобы дать ученику возможность сравнивать свои результаты с результатам других детей в стране и в мире, видеть свой личный прогресс и узнавать результаты контрольных и исправлять ошибки сразу, а не через неделю.
Прозрачность
Что было: Школы, университеты и разнообразные кружки можно было сравнивать очень примерно, максимум на уровне факультетов и отдельных звездных преподавателей. Учебное заведение, даже очень известное, является по сути черным ящиком, и не факт, что в нем сидит именно тот кот, которого вы себе представили. Даже в небольшом университете бывает невозможно узнать, что за стеной идет курс, о котором ты мечтал всю жизнь, не говоря уже о том, что программы по разным предметам школьной программы живут в вакууме и совершенно не учитывают друг друга.
Что будет: Образовательные поисковики будут сравнивать учебные программы, графы знаний и рекомендательные механизмы станут привычным инструментом обучения.
Что уже есть: Как известно, найти в поисковике нечто чуть серьезнее базового уровня практически невозможно, а если вы захотите выбрать место для изучения английского или дизайна, вам можно только посочувствовать. И хотя каждый преподаватель считает своим долгом проехаться по некачественному контенту «Википедии», слава богу, что она у нас всех вообще есть. Каждый месяц появляются разнообразные образовательные поисковики — по вузам, школам и курсам, преподавателям, — вопрос в том, успеют ли они объединиться и выстроить большую экосистему, до того как это сделают IT-гиганты.
Единая авторизация
Что было: Единственный способ доказать, чего ты стоишь при поступлении на учебу или первую работу, — это дипломы и грамоты, качество и суть которых оценить очень сложно, если вообще возможно. За редким исключением они не дают никакой информации принимающей стороне. ЕГЭ покажет, что ты троечник, но не учтет, что тому, что нравится, ты учишься очень быстро, что конкретно в средневековой живописи ты бог и вообще, что один известный паблик — твоих рук дело.
Что будет: Аналог фейсбук-логина, который будет аккуратно хранить и беречь все подробности об образовании человека, перенося данные с платформы на платформу. По желанию можно будет делиться со своей школой информацией об успехах в мобильном приложении по математике или доказать работодателю, что 1000 правок на каком-нибудь узкотематическом ресурсе — твоих рук дело.
Что уже есть: Возможность включать результаты онлайн-курсов в свой профайл на LinkedIn. Массачусетский технологический институт запустил ряд курсов для школьников: учитывая их проработку и сложность прохождения, вопрос зачета их при поступлении — это вопрос времени. Факультет компьютерных наук университета Хельсинки уже сделал один из массовых открытых онлайн-курсов вступительным экзаменом.
Отсутствие троечников
Что было: Получил тройку по одному закону Ньютона — пошел изучать следующий. Закончил мединститут с тройкой — отправился лечить людей.
Что будет: Переход к следующему минимальному этапу обучения только после освоения предыдущего на отлично.
Что уже есть: В школах со смешанным обучением программа выстраивается по уровню знания и способностей, а не по возрасту. Онлайн-курсы и тренажеры дают возможность пересматривать лекции, исправлять ошибки и пересдавать экзамены до тех пор, пока не будет достигнут максимальный результат.
Новые формы учебников и курсов
Что было: Учебные программы разных дисциплин никак не связаны между собой, невозможно быстро заглянуть из физики в математику или из биологии в историю. Дисциплины преподаются курсами длиной в несколько — как минимум — месяцев. В сорока полуторачасовых лекциях невозможно найти нужного тебе кванта информации.
Что будет: Переход к микроформатам содержания — учебники и курсы будут пересобираться под вас и ваши интересы. Междисциплинарность победит. Каждый студент, преподаватель или ученый сможет найти десять минут нужной информации из университета на другом конце света.
Что уже есть: Множество исследований доказали неэффективность длинных лекций — просто посмотрите на количество троечников и вспомните себя. Рекомендованный максимум для говорящей головы — шесть минут. В Лектории МФТИ вручную протегировали все видео и теперь, готовясь к зачету, можно найти где и когда был упомянут конкретный закон.
Отмена ЕГЭ за ненужностью
Что было: В прошлом году страна с удивлением узнала, что 20% школьников после 11-летнего обучения не могут набрать минимальный бал по русскому языку. Это стало для всех необыкновенным сюрпризом
Что будет: Автоматические системы оценивания накапливают и хранят данные о каждом о клике мышкой, о каждом решенном примере в течение всего срока обучения. Эти же системы анализируют общий прогресс, особенности обучения, проектируют индивидуальную программу. К тем, кто не справляется, вызывается дополнительная помощь учителя, тем же, кто сам идет вперед, — общие правила не портят жизнь. Как только человек достигает необходимого уровня и объема знаний, он переходит на следующую ступень школы, поступает в университет или находит работу.
Что есть: Компьютеры уже умеют оценивать не только решение простых математических задач или грамматику/орфографию, но и сочинения, и даже качество коммуникации. В этом году международное исследования качества школьного образования PISA (то самое, по которому Россия находится на 34-м месте по математической и на 37-м по читательской грамотности) будет впервые измерять навыки совместного решения задач. Школьники из разных стран будут совместно решать задачи из практической жизни. За компьютером. Оценивать их тоже будет компьютер.
А теперь, чтобы всех успокоить: живого учителя ничто не заменит.
Что было: У учителя не было времени на индивидуальный подход, гонка за различными формальными требованиями не оставляет места на творчество и живое человеческое общение в классе.
Что будет: Никто не оставит школьников и студентов перед экранами на весь день. Компьютеры автоматизируют процессы, собирают и анализируют данные, управляют персональными расписаниями и сдают отчеты, дают свободное время и возможности для жизни и волшебства.
Что уже есть: Волшебство и есть.


Теги: образование школа

Материалы по теме:

Дмитрий Ливанов открыл здание новой школы в Омске на 550 учебных мест
Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов, губернатор Омской области Виктор Назаров, более четырехсот педагогов, ветеранов отрасли, представители органов исполнительной и законодательной властей ...
Больше трети иностранцев поступают в российские вузы на инженерно-технологические специальности
Свыше 70% иностранцев, поступающих в российские вузы – это граждане государств СНГ. Свыше 180 тысяч граждан обучается в РФ в настоящее время, сообщил заместитель министра ...
Как записывать лекции, чтобы потом их вспомнить?
К Войдите в любой лекционный зал, и скорее всего вам представится следующая картина – большинство студентов скрылись за экранами своих ноутбуков, и лишь несколько человек, ...
В Мособлдуме предлагают школам раз в 5-10 лет менять дизайн школьной формы
По словам депутата Татьяны Ордынской, такой подход выгоден фабрикам, производящим школьную форму. В Московской областной думе предлагают школам раз в пять-десять лет для удобства родителей ...
В российских школах до 1 января 2021 года запрещены массовые мероприятия
Массовые мероприятия в школах РФ не будут проводиться до 1 января 2021 года, сообщил в пятницу министр просвещения Сергей Кравцов в интервью телеканалу "Россия-24". При ...