Школьные перемены 2015/16


Автор: editor, опубликовано: 28.08.2015
4074340

Пятиклассники переходят на новые стандарты.
В России сфера образования регулируется соответствующим законом, который вступил в силу в 2012 году. С учетом документа разрабатываются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), представляющие собой набор обязательных требований, необходимых для осуществления программ общего образования. Первый образовательный стандарт для школ появился только в 2004 году, он касался сразу всех классов — с 1-го по 11-й. Позже было решено разработать стандарты нового поколения — для каждого уровня образования.
С 2011 года на новый ФГОС перешла начальная школа (1-4 классы). В 2015 году вступает в силу стандарт для 5-9 классов. С 1 сентября на него перейдут все пятиклассники. Таким образом, в новом учебном году в штатном режиме по ФГОС будут обучаться 56% российских школьников — это все учащиеся 1-5 классов. Постепенно на новые стандарты переведут всех школьников, включая старшеклассников (10-11 классы), для которых ФГОС начнет действовать с 2020 года.
Новые ФГОС определяют не содержание образования, а требования к структуре программы, условиям обучения и результатам. Так, в документе впервые прописаны требования к учебным пособиям, квалификации учителей, информационно-образовательной среде в школе и т. д. При разработке новых стандартов сохранено прежнее количество бесплатных часов для всех уровней образования, от 1-го до 11-го класса. Кроме этого, новый стандарт вводит дополнительное количество бесплатных часов внеурочной деятельности. Также новые стандарты дают возможность школе самостоятельно определять содержание образования, учителям предоставляется большая творческая самостоятельность.
«Сейчас важно, чтобы каждая школа с учетом своих особенностей и традиций разработала собственную образовательную программу на основе рекомендованной», — заявил министр образования и науки Дмитрий Ливанов.
По словам министра, на поддержку учителей-новаторов и создателей авторских программ обучения будут предоставлены специальные субсидии на инновационную деятельность.
ОТЛИЧИЯ СТАРЫХ И НОВЫХ ФГОС
Раньше оценить успехи ребенка в школе можно было, только ориентируясь на оценки. Новые стандарты предписывают ученику обязательное наличие портфолио, где помещаются грамоты, дипломы, результаты тестов и другие работы. Благодаря этому нововведению достижения ребенка становятся более наглядными.
Поменялось представление о роли учителя. Если раньше она сводилась лишь к объяснению материала и последующей проверке знаний, то теперь учитель – активное действующее лицо в жизни класса. Он стремится к развитию индивидуальных способностей ребенка и мотивирует школьников к самостоятельности.
Одним из нововведений стал принцип обучения через игру. Игровые моменты в прежних ФГОС были минимальны, приоритетом в обучении являлось заучивание правил.
Образовательные стандарты прошлого не затрагивали внеурочную деятельность ребенка. Новые ФГОС определяют 10 часов в неделю на посещение кружков, спортивных секций, экскурсий, участие в семинарах.
На смену лабораторным работам прежней учебной программы пришли индивидуальные проекты, где каждый ученик может проявить себя.
Новые стандарты вводят профильный принцип образования. Для старшеклассников определены пять профилей обучения: социально-экономический, технологический, естественно-научный, гуманитарный и универсальный.
Учащимся 10-11 классов предоставляется возможность формирования индивидуального учебного плана. Он будет включать в себя общие предметы для всех учебных планов и предметные области, дополнительные дисциплины, курсы по выбору.
Примерные программы.
Примерные основные образовательные программы (ПООП) формируются с учетом Федеральных образовательных стандартов. На основе этих программ школы создают свои собственные учебные программы.
В декабре 2015 года Минобрнауки планирует завершить работу над примерной основной образовательной программой среднего общего образования (10-11 класс).
В настоящее время уже действуют ПООП начального общего (1-4 классы) и основного общего (5-9 классы) образования. Сейчас школы используют их как методическое пособие при разработке своих образовательных программ.
Концепции образования.
Начинается работа над тремя новыми концепциями.
Помимо примерных образовательных программ, которые в первую очередь являются инструментом для учителей, в России также существуют образовательные концепции, адресованные авторам учебников и управленцам в образовательной сфере. В этих документах заложены подходы к перспективам развития той или иной предметной области. По своей сути концепция — это взгляд в будущее, они помогают Минобрнауки актуализировать содержание школьных уроков с учетом развития промышленности, экономики и многого другого.
«Любая школа — это место, где ученики и учителя ведут совместную работу. Эту работу нельзя стандартизировать. Свою задачу мы видим в том, чтобы создать некую общую рамку, обеспечить методологическое и педагогическое преподавание этих предметов, высокое качество учебников, которые в школы попадают, и высокий уровень подготовки учителей» — Дмитрий Ливанов, глава Минобрнауки
Разработкой и утверждением документа занимаются общероссийские общественные организации. Обычно на разработку концепций требуется примерно год. После утверждения документа профессиональным сообществом корректируются учебные программы, изменяются учебные планы школ.
В России уже реализуются концепция развития математического образования и концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Последняя включает историко-культурный стандарт, который лег в основу новой линейки учебников по истории. Концепция математического образования во многом способствовала разделению ЕГЭ по математике на базовый и профильный уровни.
В настоящее время общероссийской Ассоциацией учителей литературы и русского языка разработан проект концепции школьного филологического образования, которая определит подходы к изучению русского языка и литературы в современной школе, в том числе с учетом основных положений историко-культурного стандарта. Концепцию планируется рассмотреть и утвердить до конца 2015 года. С 2016-2017 учебного года эта концепция будет использоваться в школах, рассчитывает глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов.
В этом году начнется работа еще над тремя образовательными концепциями, которые затронут школьный курс технологии, географии и иностранных языков. В дальнейшем в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования на 2016-2020 годы» будут созданы концепции и по другим предметным областям.


Теги: Д.Ливанов образование школа

Материалы по теме:

«Российский учебник»: большинство директоров школ не имеют управленческого образования
Дополнительное образование, нацеленное на развитие управленческих навыков и компетенций руководителя, получают сегодня только 5% директоров российских школ, и какого-либо стандарта их подготовки не существует. ...
Медведев: нужно привлекать частных инвесторов для нацпроекта «Образование»
Региональные власти в рамках реализации нацпроекта "Образование" должны рассчитывать не только на федеральные деньги, но и привлекать частных инвесторов, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. Он напомнил, ...
Школьников на уроках физкультуры хотят занять скалолазанием
Идея включить данную спортивную дисциплину в программу школьных занятий по физкультуре во многом обусловлена тем, что к 2020 году скалолазание станет полноправным членом Олимпийских ...
Первые образовательные экспедиции «Послов русского языка в мире» отправятся в страны СНГ уже этой осенью
Второй день Всероссийского студенческого форума 4 сентября открыл телемост с Владивостоком. Сейчас здесь проходит значимое событие – Совет по русскому языку при Правительстве Российской ...
Всероссийские проверочные работы не перегрузят школьников
Начиная с этого учебного года в младшей школе будут проводиться Всероссийские проверочные работы. 4-классники будут сдавать их по русскому языку, математике и окружающему миру. Как ...