Доклад «Об анализе влияния образовательной политики на достижения учащихся в США» на днях представили в Вашингтоне. В число его авторов вошли профессор Стенфордского университета, приглашенный профессор Высшей школы экономики Мартин Карной и научный сотрудник Института образования Высшей школы экономики Татьяна Хавенсон. Основные тезисы этого доклада, возможно применять, анализируя ситуацию в образовании и в России.
Многие выводы доклада «Об анализе влияния образовательной политики на достижения учащихся в США», несмотря на его название, интересны и для России, считает Татьяна Хавенсон, соавтор данного исследования.
Одной из особенностей американского школьного образования называют его значительную децентрализацию и дифференциацию. Есть штаты с очень высокими результатами, а есть — с очень низкими. Авторы доклада утверждают, что для научных исследований и для образовательной политики интереснее делать анализ практик внутри страны, выявлять причины неравенства, вместо того, чтобы беспокоиться об отставании США в мировых сравнительных исследованиях.
Соавтор доклада Татьяна Хавенсон говорит о том, что в нашей стране ситуация во многом похожа. В международных исследованиях качества образования Россию рассматривают в целом и сравнивают с маленькими странами. Зачастую это бесполезно и не может быть основанием для полного, глубокого анализа. Однако выводы о достижениях российских школьников, как правило, рассматриваются в масштабе страны. Данные регионального уровня есть не везде и доступны не всем. Возможно, аналогичные исследования успеваемости российских школьников могут быть полезны при подготовке к ЕГЭ и анализе его результатов.