Учителя живут в долг, надеются только на себя и смотрят в будущее с оптимизмом


Автор: Dudina, опубликовано: 06.05.2015
cigarettes-621346_1280

Как живут семьи учителей: на что хватает зарплаты и как она тратится, чем обеспокоены учителя, на кого они рассчитывают в трудной ситуации и верят ли в лучшее будущее — на эти вопросы ответили педагоги в опросе, проведенном электронным СМИ Pedsovet.org по заказу Лиги образования и Общероссийского профсоюза образования в апреле текущего года.
Опрос охватил 84 субъекта Российской Федерации, в нем приняли участие 2384 человека, большинство из которых в возрасте от 40 до 55 лет. Респондентами явились представители всех ступеней образования — от дошкольного до послевузовского, включая дополнительное образование.
Доход семей педагогов в среднем составляет 44000 тысячи рублей. С учетом того, что в среднем учительские семьи состоят из трех человек, доля, приходящаяся на одного человека, значительно выше официального прожиточного минимума (8200 рублей). Как показал опрос, самые высокие доходы в семьях педагогов основной школы. Менее 10 процентов семей имеют доход свыше 100000 рублей на семью, и менее 1 процента — менее 10000 рублей. Самые высокие доходы у семей, живущих в ХМАО-Югре, Москве и Санкт-Петербурге, самые минимальные значения дохода на одного члена семьи — в республике Марий Эл и Пермском крае.
Согласно ответам респондентов, деньги в семьях расходуются на удовлетворение самых необходимых потребностей: еду, одежду, здоровье, образование и чисто учительские надобности — “на книги и канцелярские принадлежности и материалы для работы”. Как оказалось, более половины учительских семей, независимо от места проживания, живут в долг — выплачивают кредит 57,8 процентов опрошенных.
Экономическое положение семей участников опроса за последние полгода ухудшилось у значительного большинства — 74, 9 процентов, причем значительно — у 12, 9 процентов респондентов. Экономические проблемы продолжают волновать учителей: абсолютное большинство опрошенных (71,4 процентов) обеспокоены возможным ростом цен. Сокращение заработной платы — еще один повод для волнения половины респондентов (53,1 процента). Третья наиболее значимая проблема, вызывающая тревогу — “риск потерять работу самому или члену своей семьи (один из вариантов — не найти ее для члена семьи)”, об этом заявили 36,8 процентов респондентов.Среди указанных “других” проблем экономического характера — вынужденный уход на пенсию.
Учителя уверены в своих силах и решать проблемы в сложившихся трудных жизненных ситуациях будут сами, не ожидая помощи от государства, об этом заявили 60,9 процента. На помощь близких рассчитывают 36,8 процента опрошенных.Возможно, именно уверенность в собственных силах дает возможность педагогам смотреть в будущее “спокойно и с оптимизмом” (в сумме 63, 4 процента). Пессимистично в будущее смотрят меньшинство — 29,4 процента. Соотношение оптимистов и пессимистов не меняется от уровня доходов семьи, а вот с возрастом оптимистичность взгляда в будущее падает: с 42 процентов участников опроса в возрасте до 25 лет до 19 процентов среди тех, кому за 55 лет. Как оказалось, пессимистов больше всего в возрастной группе от 40 до 55 лет. Судя по дополненным ответам респондентов, это связано с неумолимо приблизившейся перспективой выхода на пенсию.


Теги: исследование учителя

Материалы по теме:

Около 100 тысяч преподавателей русского языка за рубежом проходят курсы повышения квалификации
Ключевыми вопросами для обсуждения на очередном заседании Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации стали кадровое и учебно-методическое обеспечение программ по русскому языку, ...
Экономика без умных
Креативность, критическое мышление, командная работа — навыки, востребованные работодателями в XXI веке, у выпускников школ в России встречаются реже, чем в половине стран. Российская ...
Ученые рассказали, какие занятия улучшают память
Новое исследование доказывает, что такое любимое детьми развлечение, как лазание по деревьям, способно заметно улучшить рабочую память. Рабочая память - это разновидность памяти, определяющая способность ...
Столичные учителя могут получить возможность разрабатывать собственные электронные учебники
Об этом рассказала журналистам Марианна Лебедева, являющаяся директором Городского методического центра при московском Департаменте образования. Также она сообщила, что на сегодняшний день в столичной ...
Школьный директор: менеджер или педагог?
Первый вариант оказался более подходящим применительно к директорам российских школ. По крайней мере, такой вывод напрашивается по итогам исследования, проведенного Институтом образования НИУ ВШЭ. Так, ...