
Общественный совет Минобрнауки не поддерживает депутатский законопроект о введении единых линеек школьных учебников по математике, русскому языку, литературе и истории России и выражает обеспокоенность в связи с его появлением, говорится в заявлении общественного совета, опубликованном на сайте министерства.
Ранее глава комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции, координатор патриотической платформы партии «Единая Россия» Ирина Яровая внесла в Госдуму законопроект, предусматривающий создание на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) базового содержания программ учебных предметов и базовых линеек учебников по математике, русскому языку, литературе и истории России.
«Общественный совет Министерства образования и науки РФ крайне обеспокоен в связи с внесением в Государственную Думу РФ законопроекта № 789680-6, касающегося вопросов кардинального изменения федеральных государственных образовательных стандартов и введения «общих линеек базовых учебников«, — говорится в заявлении общественного совета.
По заключению членов совета, данный законопроект противоречит не только различным стратегическим документам о развитии образования, но и складывающейся общемировой практике регламентации выбора учебной литературы и стандартизации образования. «Не поддерживаем и считаем невозможным его принятие в действующей редакции«, — заявили члены совета.
По мнению составителей заявления, принятие данного законопроекта может привести к катастрофическим для системы образования последствиям. «Введение так называемого «базового содержания» в структуру стандартов, как механизм контроля и надзора, приведёт к ещё более мелочной, детальной и бессмысленной регламентации работы учителей. А базовое содержание в стандартах профессионального образования, прямым образом зависящего от результатов последних научных исследований и обновления технологий, вообще лишено всякого смысла«, — полагают члены совета.
Кроме того, ограничение числа учебников по четырем предметам одним единственным сделает невозможным обучение детей с разными потребностями: ограниченными возможностями здоровья или одарённых. Также введение единых учебников не даст возможность учителям использовать различные методические подходы. «Это также входит в конфликт с 44-й статьёй Конституции РФ, гарантирующей каждому свободу преподавания. Возможно, следовало бы ограничить число учебников по каждому учебному предмету, но гарантированная законом разумная вариативность должна оставаться в любом случае. Введение лишь одного безальтернативного учебника демотивирует учителя, превращая его в толмача прописных истин, делая ненужным педагогический поиск«, — говорится в заявлении.
Члены общественного совета полагают, что меры, предлагаемые законопроектом, требуют широкого общественного обсуждения и тщательного анализа их последствий.