В Мосгордуме обсудили, почему молодежь не идет в колледж


Автор: editor, опубликовано: 25.06.2015
kolledzh600_default

В этом году в колледжах, техникумах и вузах, где есть программы среднего профобразования, выделено 705 728 бюджетных мест. При том, что 60 процентов компаний, входящих в Бизнес-Ассоциацию России, признались: им не хватает квалифицированных рабочих кадров, и по прогнозу этот дефицит будет расти. Дело доходит до того, что рабочие вакансии занимают люди с высшим образованием. По данным опросов, в Москве, например, таких работников почти 40 процентов.
— Среднее профобразование получают 2 миллиона 800 тысяч человек. За последние два года число обучающихся снизилось на 10 процентов, — уточнил председатель комитета по образованию Госдумы Вячеслав Никонов на круглом столе в Мосгордуме, где представители Минобрнауки, депутаты и руководители колледжей обсудили проблемы подготовки рабочих кадров. Почему падает число студентов колледжей, хотя предприятиям они остро нужны? По мнению Вячеслава Никонова, сказывается недостаточный престиж рабочих специальностей, высокая конкуренция со стороны вузов и кадров из соседних стран, мизерные стипендии, низкие зарплаты мастеров производственного обучения. В среднем это 26 тысяч рублей. В некоторых регионах почти 80 процентов преподавателей — люди пенсионного возраста. Молодежь работать в колледжах не хочет.
Большие надежды возлагаются на дуальное обучение, которое широко распространено в Германии. Суть его в том, что в подготовке рабочего на равных заняты профессиональная школа и работодатели. Каждое седьмое предприятие Германии так или иначе задействовано в дуальном обучении, участвует в подготовке программ и определении сроков учебы, составляет прогноз в кадрах и вкладывает свои средства в подготовку специалиста. И выпускники школ там первым делом ищут не колледж или вуз, а предприятие, которое возьмет его на практической обучение, и, возможно, потом на работу. Все время, что человек учится рабочей профессии, он получает хорошую стипендию.
У нас дуальное образование пока есть только в некоторых колледжах пилотных регионов — Калужской, Ульяновской, Ярославкой областях, Пермском и Красноярских краях. Интерес к таким программам проявили еще 23 региона. Но не так-то просто с иностранным опытом. Отечественные предприниматели пока не готовы вкладывать деньги в подготовку специалистов и не очень хотят взаимодействовать с колледжами. А у них нет производственной базы и кадров, чтобы готовить квалифицированных рабочих. Вдобавок , многие программы давным-давно устарели. Среднему мировому уровню наши студенты колледжей соответствуют только в сфере информационных технологий и информатизации. На одном из международных конкурсов наши будущие рабочие не смогли даже установить заготовку в станке!
— Я считаю, что в колледжах нужен целевой набор и государственно-частное партнерство. Допустим, предприятие дает 30 процентов, государство — 70. Но деньги — это еще не все. Мне, допустим, нужны сборщики микросхем, но колледжи их не готовят. В такой ситуации находятся многие предприятия. Выкручиваемся, как можем, — рассказал директор НПО «Сапфир» Александр Сметанов.
Максим Довгялло, советник гендиректора «СУЭК», обратил внимание на то, что в добывающей отрасли сложилась парадоксальная ситуация с кадрами: чтобы обучить рабочего, надо показать ему гороно-шахтное оборудование, а спускать человека без диплома в шахту запрещено. И как готовить рабочих, которые не видят оборудования?
Как еще можно привлечь работодателей к подготовке кадров? Налоговыми льготами и преференциями. Для этого депутаты предложили разработать механизм поощрения предприятий реального сектора, которые инвестируют в систему профобразования. Среди других предложений — повысить зарплаты мастеров колледжей, обеспечить студентов и преподавателей качественным медобслуживанием и питанием, усилить пофориентационную работу в школе и знакомить учеников хотя бы с десятком самых востребованных рабочих профессий. Эксперты предложили так же разработать систему признания квалификаций, которые получены человеком неформальным путем, иными словами, самостоятельно, без обучения в центрах и колледжах. То есть, если кто-то хорошо знает электрику или блестяще владеет рубанком, то в перспективе сможет получить документ или сертификат, который будет иметь вес у работодателей.
Какие профессии станут самыми востребованными в 2018 году
Слесари-механики, слесари-сборщики, слесари-ремонтники промышленного оборудования, станочники на металлоборабатывающих станках, наладчики станков и оборудования, слесари-сборщики радио электронных приборов.


Теги: абитуриенты колледжи профессия

Материалы по теме:

Куда пойти учиться?
Куда пойти учиться? Этот вопрос все актуальнее становится перед тысячами школьников и их родителей в преддверие нового учебного года. Уже совсем скоро прозвенят последние звонки, пройдут ...
Абитуриенты хотят быть экономистами
Число абитуриентов, поступающих в вузы на экономические и юридические специальности, в этом году заметно выросло, рассказал ректор Финансового университета при правительстве РФ Михаил Эскиндаров. По ...
Вузы Крыма ждут абитуриентов
По инициативе министерства образования, науки и молодежи Республики Крым  состоялась региональная выставка «Образование и карьера», в которой приняли участие более пятидесяти учебных заведений полуострова. ...
Запросы рынка труда учтут при приеме в вузы на «бюджет»
Контрольные цифры приема абитуриентов в вузы на бюджетные места будут корректироваться с учетом востребованности выпускников на рынке труда, заявил журналистам глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов. "Наша ...
В 2016 году НижГМА планирует повысить минимальный порог баллов ЕГЭ.
Соответствующее заявление сделал ректор НижГМА профессор Борис Шахов в ходе пресс-конференции 11 августа 2015 года. В 2016 году Нижегородская медакадемия планирует повысить минимальный порог баллов ...