В России появится новый вид образования – общее высшее


Автор: editor, опубликовано: 15.04.2015
74wAaq3g

В Москве прошла XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. Обсудили на ней и вопросы образования. В ходе пленарного заседания «Пути развития профессионального и высшего образования в условиях экономической турбулентности» главные спикеры набросали картину будущности отечественных университетов. А заодно и объяснили, почему высшую школу так «трясет».
В российском высшем образовании соседствуют сегодня две тенденции, заявил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Сразу заметим, что и без слов министра эти тенденции для многих представителей высшей школы пугающе очевидны. Звучат они так: освобождение от слабых вузов и поддержка сильных университетов. Регулятор этих «встречных потоков» – Министерство образования и науки РФ. Руководствуется оно при решении этих вопросов формальными показателями. Рубит жестко, сокращает быстро.
На освобождаемые места ректоров идут бывшие начальники из системы образования (например, какое-то время назад преобразованный Дальневосточный федеральный университет возглавлял экс-замминистра образования и науки РФ Владимир Миклушевский. Северо-Кавказский федеральный университет сегодня возглавляет экс-замминистра образования и науки РФ Алина Левитская. Один из самых больших педагогических университетов страны возглавляет экс-замминистра РФ Игорь Реморенко и т.д.). Расставляя своих людей, министерство надеется держать под жестким контролем те университеты, которые могут и должны стать проводниками новых идей и решений правительства.
Как заметил один из участников заседания Апрельской конференции, нынешнее ограничение вузовских свобод – мера вынужденная и временная. Все понимают, что со временем свобод у вузов должно быть больше. От сильных вузов сегодня требуют «доказательств» этой «силы» еще и зарубежному научному истеблишменту. Поэтому каждое движение в таблицах международных рейтингов отслеживается чиновниками. Впрочем, «…любые рейтинги условны, и движение вверх в одном из них необязательно свидетельствует об успешности университета, но оценка вуза в совокупности рейтингов отражает представление академического сообщества о его месте в академической иерархии», – оправдывается министр образования перед теми, кто критикует подобную сервильность.
Очень интересно звучит положение об академических свободах из уст экс-министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко. Чтобы успешно развиваться, лучшие вузы должны обладать большей свободой, но… таких «центров совершенства» не может быть много. «Высшее образование должно решать конкретные прагматические задачи – экономические, социальные, политические, их работа должна быть связана с развитием экономики, общественной жизни, страны в целом», – замечает нынешний помощник президента РФ.
При ограничении вузовских действий нам обещается рост свобод самих студентов. При этом подобный процесс видится всем спикерам вполне естественным. Под напором технологических новшеств (развитие онлайн-образования, например) слабые вузы сами перестроятся и выдадут курсы, помогающие будущему студенту самостоятельно формировать из них образовательную программу. При этом не просто складывать «из кубиков» свое образование, а еще и «связывать» его с практикой.
Помогут им в этом сильные вузы. Высшая школа экономики (НИУ) уже показывает пример, заявив в этом году о новых направлениях и курсах (дизайн среды, например). Ярослав Кузьминов, ректор ВШЭ, уверен, что качественные онлайн-курсы будут поставлять всем остальным сильные университеты. При таких условиях слабые университеты не будут готовить по специальности, а начнут давать некое высшее общее образование. (А какое специальное образование может получиться, если студент сам набирает себе курсы и лекторов?)
Это случится довольно скоро. И это качественно поменяет отношение студентов к учебе и сам преподавательский состав. «Будут востребованы преподаватели иного качества – не чтецы-декламаторы, а партнеры студентов по научной работе», – заявил Андрей Фурсенко. Впрочем сегодня задача другая – разобраться со слабыми. Чтобы понять масштабы процесса, напомним несколько цифр, озвученных министром образования совсем недавно в Санкт-Петербурге. Согласно Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы, предусматривается сокращение количества вузов на 40%, а их филиалов – на 80%. Настоящего университета должно быть много, считают в Минобрнауки, оправдывая раздувающиеся от присоединений нынешние ведущие университеты. Так легче экономически, и «свечные заводики» должны умереть, пусть и насильственной смертью. Хотя в этом пункте главные спикеры порой противоречат сами себе и своим же единомышленникам.
По мнению Дмитрия Пескова, директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив, долгосрочная стратегия должна гарантировать место в системе высшего образования самым разным вузам – и большим, и маленьким. Он считает, что «создание олигополии из ведущих университетов скорее препятствует конкуренции на рынке труда и на образовательной ниве». Да и Андрей Фурсенко тоже вспоминает, что в начале своего развития МФТИ (Московский физико-технический институт) был совсем небольшим по размеру.
Поди ж разбери в нынешней ситуации, кто из сегодняшних маленьких вузов «свечной заводик», а кто будущая гордость нашего образования. Нас уверяют, тот кто режет, знает это наверняка.


Теги: вузы ВШЭ МФТИ

Материалы по теме:

В Минобрнауки призвали ректоров критиковать их работу
Руководитель Министерства образования и науки РФ Ольга Васильева выступила с обращением к ректорам опорных вузов, в котором призвала их не бояться открыто высказывать критические ...
МГИМО сразится с МГУ за право разработать стратегию информационной безопасности России
Опубликован список первого пула участников конкурса на выполнение научных разработок по заказу администрации президента и Совета безопасности РФ, сообщает «Коммерсант». Принципиальным отличием нынешнего госзаказа оказался ...
ЕГЭ «по правилам» привел к росту качества подготовки абитуриентов, считают ректоры вузов
Ректоры ведущих российских вузов отмечают рост качества подготовки абитуриентов, связывая это с серьезными изменениями госэкзамена в последние годы. Растущее доверие к экзамену "За последние два ...
МГУ имени Ломоносова поднялся на 6 позиций в рейтинге лучших вузов мира по версии QS
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова поднялся на шесть позиций в опубликованном во вторник рейтинге мировых университетов QS WUR (QS World University Rankings). ...
Средний конкурс для абитуриентов СПбГУ составляется 12 человек на место
Почти 30 тыс. заявлений этим летом поступило от абитуриентов, желающих учиться на программах бакалавриата и специалитета в СПбГУ. В данный момент в вузе 2 ...