В вузах стало больше бюджетных мест для ИТ-специалистов


Автор: editor, опубликовано: 21.09.2015
tehnari_default

Сегодня в России происходит трансформация ИТ-образования. Дефицит квалифицированных кадров на рынке привел к тому, что государство всерьез озаботилось развитием образования в сфере информационных технологий. В результате совместной работы минсвязи и минобрнауки утверждены контрольные цифры приема (КЦП) по ИТ-специальностям на 2016-2017 учебный год. По итогам проработки профильными ведомствами КЦП по ИТ-специальностям увеличились на 31% по сравнению с 2015-2016 учебным годом. Таким образом, за последние два года госзаказ на ИТ-специалистов вырос более чем на 70%, поднявшись с 25 тысяч до более чем 42,5 тысячи бюджетных мест.
Задача снижения кадрового голода в ИТ-сфере вошла в число основных приоритетов «Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года». «Дефицит кадров в ИТ-отрасли сегодня ограничивает ее развитие, а увеличение бюджетных мест по ИТ-специальностям — это одна из мер, которая поможет решить эту проблему, — заявлял глава Минкомсвязи России Николай Никифоров. — Мы рассчитываем продолжать работу с минобрнауки по этому направлению и, в частности, по совершенствованию содержания начального и профессионального образования, проведению профильных олимпиад, а также по развитию частно-государственного партнерства в образовательной сфере».
Для успешного развития ИТ-образования необходимо в приоритетном порядке обеспечить подключение школ, особенно в удаленных районах, к широкополосному Интернету. Минкомсвязь уже реализует проект, предусматривающий подключение жителей всех населенных пунктов от 250 жителей и более к Интернету по высокоскоростным каналам связи. Во всех этих населенных пунктах или в большинстве из них есть школы, которые в первую очередь необходимо подключить к скоростному Интернету. Это позволит создать настоящую современную школу с современными услугами связи.
Также минкомсвязь совместно с минобрнауки запустило программу развития центров прорывных исследований в области ИТ. Согласно ей, в России на базе уже существующих вузов и научно-исследовательских институтов будут созданы ИТ-центры мирового уровня. «В школах ИТ внедряется повсеместно — это все видят. Но если речь о месте школы в непрерывном процессе взращивания ИТ-специалистов, то тут мы согласны, школа должна научить ребенка размышлять и дать ему общее представление о мире вокруг. Не надо возлагать на школу задачу подготовки специалистов. Хотя роль школы в профориентации учеников и в дальнейшем привлечении их в ИТ-отрасль крайне важна, — отметила директор учебного центра «Сетевая Академия ЛАНИТ» Юлия Шикова. — Что касается профессионального образования, то тут все сложнее. Несмотря на кризис, в России в сфере ИТ по-прежнему наблюдается кадровый голод. Проблема связана не только с недостатком выпускников вузов, хотя минобрнауки уже увеличило контрольные цифры приема на 2015-2016 учебный год по ИТ-специальностям. Еще в 2014 году минкомсвязь озвучивало, что только 15-20% выпускников вузов России по инженерным специальностям могут сразу приступить к работе».
Компаниям приходится серьезно вкладываться в дообучение молодых кадров, и в этом им чаще всего помогают учебные центры дополнительного профессионального образования (ДПО). «Их роль в развитии ИТ-образования нельзя недооценивать. Это и решение проблем доподготовки выпускников вузов, и задача поддержки их квалификации вслед за постоянно развивающимися технологиями, и переподготовка кадров для ИТ-отрасли из специалистов других профилей. Поэтому лучшие из ИТ-центров ДПО постоянно находятся на острие событий, отслеживают отечественные и мировые тренды, внедряют новейшие информационные и образовательные технологии. Пожалуй, центры ДПО сегодня — это самые динамичные структуры в сфере ИТ-обучения», — рассказала Юлия Шикова.
Внимание развитию ИТ-образования уделяет не только государство, но и бизнес. «Наблюдается интерес к инженерным специальностям, робототехнике. При вузах и школах создаются Центры развития научно-технического творчества, такие как STEM-центры или центры инноваторов, — рассказала директор образовательных программ Intel в России и СНГ Вера Баклашова. — Запрос на контент в области научно-технического образования огромен. Мы получили свыше 80 заявок от образовательных учреждений при открытии программы STEM-центров. Подавляющая часть из них нуждается в новых программах и оборудовании. Методы преподавания ИТ в школе, такие как информатика в ее современном виде, остаются весьма консервативными, чересчур академичными и далеки от того, что школьники видят в реальной жизни. Зачастую они совсем не интересны школьникам, они не понимают, зачем им эти странные языки программирования в отрыве от того, что они видят каждый день».
Эксперты считают, что только в реальных проектах и задачах, подогревая интерес и мотивацию, в связке с другими предметами естественно-научного цикла можно привить школьнику интерес к ИТ-области. Также важно понимать, что те, кто сегодня поступает в вузы на ИТ-специальности, попадут на рынок не раньше чем через 4 года. А рынок голодает уже сейчас. «Вузы слишком инертны, чтобы успевать за динамикой информационных технологий, поэтому задачи ближнего прицела логично возложить на плечи центров ДПО. Причем здесь речь идет не только о переподготовке специалистов из других сфер, но и о сотрудничестве с теми же вузами при подготовке старшекурсников, чтобы процент «готовых к бою» выпускников увеличился. Сегодня такие задачи решаются, но можно было бы делать гораздо больше, особенно при поддержке государства, — добавила Юлия Шикова. — Компании остро нуждаются в системных аналитиках, в хороших менеджерах проектов с глубоким знанием ИТ. Если вести речь про перспективу, есть несколько глобальных направлений, которые будут востребованы в ближайшие годы. Это рынок мобильных приложений и электронной коммерции, работа с большими объемами данных (BigData), популярный сейчас Интернет вещей».
«Помимо всех мер, которые применяет государство, очень важно ориентировать родителей — рассказывать им про ИТ-профессии, готовить почву, формировать спрос на профильное образование детей. В ближайшие 5-7 лет нам грозит серьезная демографическая яма: уже сейчас ИТ-вакансий больше, чем качественных специалистов. Как говорят коллеги по отрасли, программисты «разобраны» уже со 2-го курса, — заметила Вера Баклашова. — Нужно работать с учащимися и родителями, формировать информационное поле в обществе, чтобы помочь сформировать престиж профессии и направить детей в эту сферу».

Источник: http://www.rg.ru/2015/09/18/it.html


Теги: вузы молодые специалисты профессия

Материалы по теме:

В Санкт-Петербургском государственном университете спасают деревья, кротов и червей
В Санкт-Петербургском государственном университете успешно реализуется Программа мероприятий по организации системы раздельного сбора отходов. Только за первое полугодие 2015 года СПбГУ собрал и передал ...
МГУ: призеры универсиад должны поступать в аспирантуру без экзаменов
Ректор МГУ Виктор Садовничий, возглавляющий Российский совет олимпиад школьников, считает, что победители и призеры студенческих универсиад должны получить право поступления в аспирантуру без вступительных ...
С места в карьеру
Можно ли выбрать специальность по отпечаткам пальцев? Что такое профессиональный пасьянс? Чем поможет абитуриенту "карьерный" психолог? Корреспонденты "РГ" испытали на себе методики профориентации и ...
Мировой рейтинг QS: ни один российский вуз так и не вошел в топ-100
Британская компания QS Quacquarelli Symonds и проект "Социальный навигатор" медиагруппы «Россия сегодня» представляют русифицированную версию Мирового рейтинга лучших университетов по версии QS. Четвертый год подряд ...
Профессия от правительства
Три года чиновники из Минобрнауки твердили, что страна пропадёт без техникумов и ПТУ. Под эту сурдинку за последние 8 лет из бюджета вытрясли более ...