Вузы губят налоги. Негосударственному образованию не по силам фискальная нагрузка


Автор: editor, опубликовано: 14.04.2015
vuz600_default

В Государственной Думе прошло открытое заседание экспертных советов при Комитете по образованию, на котором обсуждались проблемы частного образования и государственно-частного партнерства в регионах.
По убеждению футуролога Тоффлера, настоящие инновации придут в образование из негосударственного сектора, потому что здесь меньше бюрократии, а свобода всегда порождает нечто новое. Именно с этих слов начал заседание экспертных советов первый заместитель председателя Комитета ГД по образованию Олег Смолин.
Я с крайней тревогой читаю концепцию целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, где написано, что за это время нужно закрыть 40% вузов и 80% их филиалов, — говорит депутат. — Да, наверное, в России есть неэффективные вузы, филиалы, которые дают некачественное образование, но откуда взялись цифры 40 и 80? Это очень высокий потолок.
Также, по мнению Олега Николаевича, повальное закрытие филиалов в регионах грозит усилением оттока населения в крупные города.
Люди будут уезжать за образованием и не будут возвращаться на свою малую родину, — полагает Олег Смолин, сообщивший, что вскоре, возможно, будет представлен законопроект о необходимости получения согласия Госдумы при ликвидации филиала вуза.
Заседание проходило в формате «круглого стола», на котором с докладами и репликами за три часа выступило почти два десятка экспертов, в том числе президент AcHOOP Александр Вильсон, начальник отдела образования, культуры, науки, спорта и туризма Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Алла Волгина, заместитель начальника Управления организации медицинской помощи детям и матерям Департамента здравоохранения города Москвы Лариса Ивахина. Слово брали и руководители детских садов, школ и вузов.
Проблем в образовательной сфере масса, и во многом они обусловлены неравным положением государственных и негосударственных образовательных организаций.
У нас в стране нет негосударственных ни детей, ни студентов, ни преподавателей, — заявил Олег Смолин, — но полного равенства в образовательной деятельности до сих пор нет, проблем остается много, например, в налогообложении. Налоги все платят одинаковые, однако муниципальным и государственным учреждениям налоги возвращаются, в частности, на имущество, а негосударственным — нет. По факту получается, что чем более серьезную материальную базу создало негосударственное учебное заведение, тем больше государство его за это наказывает.
Между тем в последнем Послании Владимира Путина Федеральному Собранию в конце 2014 года четко говорится, что необходимо «исключить дискриминацию негоссектора».
Было и поручение Дмитрия Медведева о необходимости проведения сравнительного анализа ведения образовательной деятельности, особенно в налогообложении.
Пока в России налоги с образовательных учреждений превышают разумные пределы, свой Стэнфорд у нас не появится, — говорит председатель Экспертного совета по негосударственному образованию Комитета ГД по образованию, ректор Российского нового университета, председатель Совета АНВУЗ Владимир Зернов. — Я представляю пример того наивного человека, который в Москве выстроил прекрасное здание школы площадью пять тысяч метров, но из-за налогов, в том числе на землю, на которой расположена ее обязательная пришкольная территория, она открыться не может. Кроме того, в России сложилась практика, когда налогообложение в различных субъектах Федерации совершенно различное. Если в Петербурге все учебные заведения освобождены от налогов, то в Москве все наоборот.
Осознанной необходимостью сегодня является проблема выработки эффективных механизмов ГЧП в регионах. В свою очередь, стратегий развития ГЧП существует немало, о чем рассказал проректор по науке Подольского социально-спортивного института Валерий Гончаров. Одна из таких стратегий предполагает ситуацию, когда регионы, вузы и работодатели являются отдельными субъектами, отношения между которыми возникают эпизодически. В этом случае, по мнению Гончарова, может возникнуть дисбаланс между направлениями подготовки в вузах и потребностями промышленности.
Другая стратегия базируется на том, что может быть эффективное взаимодействие, но не в рамках триады регион-вуз-работодатель, а в виде отраслевых решений одновекторной направленности. Например, в Жуковском работает филиал «Стрела» Московского авиационного института, где готовятся кадры под потребности бизнеса.
Все студенты старших курсов востребованы местным производством, специалистов там с руками отрывают, — рассказал Валерий Гончаров, — однако создается диспропорция между потребностями муниципалитета, поскольку возникает нехватка специалистов социальной сферы, физической культуры и спорта, здравоохранения. Ежегодный отток населения из Жуковского в Москву и другие города России составляет 2620 человек.
Еще одна стратегия базируется на том, что регион, вузы и работодатели могут эффективно взаимодействовать в рамках концепции «Образовательного округа». Это вид интеграции образовательных учреждений независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности на уровне муниципальных образований для обеспечения их устойчивого развития.
Гончаров сообщил об итогах работы Подольского образовательного округа: за несколько лет при сотрудничестве муниципалитета, вузов и работодателей была разработана и реализована целевая программа «Спортивный город» по вовлечению населения в занятия спортом.
Сегодня Подольск — спортивный город, лидер по числу спортивных сооружений в Московской области, — рассказывает проректор. — Анализ работы Подольского образовательного округа показал его положительное влияние и на образовательный бизнес. В отличие от других муниципальных образований, именно Подольск сохранил положительную динамику роста прибыли до налогообложения в сфере образования.


Теги: вузы частное образование

Материалы по теме:

Учащимся вузов дадут право бесплатного визита в музей
Данные поправки к закону «Об образовании» уже внесены и их вступления в силу стоит ожидать совсем скоро. Согласно им, российский студент получит возможность бесплатного ...
Россия планирует увеличить количество государственных стипендий для египетских студентов
26 августа 2015 года состоялась встреча заместителя министра образования и науки Российской Федерации Александра Климова с министром высшего образования Арабской Республики Египет Альсаидом Абдельхалеком. В ...
Россия и Польша создают общий центр повышения квалификации врачей
Интегрированный трансграничный центр по обучению врачей и студентов-медиков стоимостью в 2 млн евро будет создан в рамках российско-польского проекта "Золотой стандарт хирургии", сообщили РИА ...
Власти намерены привести школьное обучение в соответствие с вузовским
Как отметил Сергей Кравцов, глава Рособрнадзора, ему было передано поручение от Ольги Васильевой, руководителя Минобрнауки, с требованием внедрить определённый содержательный базис во всех без ...
Эксперимент: как лучше конспектировать лекции?
Теперь это научно доказано: лекции лучше конспектировать от руки. Ученые из Принстона и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе изучили разные способы конспектировать лекции и пришли к ...