Выбор профессии


Автор: editor, опубликовано: 11.08.2015
4ef4096fdff02

Внешние факторы выбора профессии
Внешние факторы — это престиж профессии, ее востребованность на рынке труда, высокая заработная плата, реальная возможность получить профессию, мнения и желания близких.
Престиж профессии является основным фактором выбора для большинства молодых людей. Действительно, престиж — важный мотив. Однако на волне популярности может возникнуть переизбыток специалистов в престижной профессии, что создаст сложности при устройстве на работу.
О востребованности можно сказать то же. Те профессии, которые востребованы сегодня на рынке труда, могут оказаться невостребованными завтра и наоборот. Например, спрос на строительные специальности растет при высоких темпах строительства и падает в ситуации экономического кризиса. Поэтому в этом вопросе лучше ориентироваться на прогнозы специалистов, чем на существующую ситуацию.
Заработная плата в выборе профессии не может играть решающей роли, поскольку обычно оплачивается не профессия, а должность. Высокая заработная плата, связанная именное профессией, как правило, отражает степень риска. Рассматривая фактор заработной платы, важно обращать внимание на возможность карьерного роста. Для одних работ стартовая заработная плата может быть весьма высокой, но со временем она не будет повышаться; для других она растет с годами, и через какое-то время вторые значительно обгонят первых.
Реальная возможность получить профессию может быть ограничена отсутствием материальных условий, сложностью поступления и т.д. Для решения этой проблемы следует направить усилия на изменение ограничивающих условий — воспользоваться кредитом, найти альтернативное учебное заведение и т.д.
Мнения и желания близких, особенно родителей, — самое неоднозначное условие выбора. С одной стороны, представители старшего поколения обладают опытом, который необходимо использовать, нос другой — они не всегда хорошо разбираются в структуре и динамике современною рынка труда. Чужие мнения следует учитывать, но при этом понимать, что окончательное решение необходимо принимать самому.
Внутренние факторы выбора профессии
Внутренние факторы — это возможности, способности и интересы самого человека.
Идеальным является вариант, когда профессия соответствует всем заданным условиям. Однако чаще всего возникает необходимость пожертвовать какими-то из них. Все факторы довольно весомы, и провести их градацию по степени важности невозможно, так как для разных людей значимы разные факторы.
Внутренние факторы касаются самой личности — того, что она может и хочет. Поскольку итоговый выбор — это выбор личности, который может оказать решающее влияние на всю последующую жизнь, на внутренние факторы следует обращать особое внимание.
Возможности следует обязательно учитывать в числе внутренних факторов. Ряд профессий закрыт для людей с болезнями. Например. человек с больным сердцем не сможет стать летчиком, а аллергик — химиком. Для некоторых профессий нужна быстрая реакция, которая проверяется при помощи специальной аппаратуры. Дегустаторы должны иметь развитые вкусовые рецепторы, музыканты — слух и т.д.
Способности, как правило, проявляются в ходе обучения. Очевидно, что программирование для человека с плохими оценками по математике будет не лучшим выбором, а человек без видимых актерских способностей вряд ли сделает карьеру кинозвезды. Исключения существуют, но они довольно редки.
Интересы и предпочтения чрезвычайно важны в выборе. Работа должна быть интересной и проходить в тех условиях, которые наиболее комфортны. Для творческого человека не самым лучшим выбором будет ранний подъем и работа с восьми до пяти, а для человека, увлеченною техникой, — политическая или артистическая деятельность.
Классификация и выбор профессии
Даже выявив все факторы, сложно остановиться на какой-то одной профессии. В российском классификаторе тысячи профессий — от экзотического авербандщика (наносящего узор на шелк) до юрисконсульта. Для лучшей ориентации в профессиях существуют их классификации (табл. 2.1), которые помогают значительно сузить область поиска.

Таблица 2.1. Основные классификации профессий

Типы профессий (по предмету труда) Группы профессий (по условиям труда) Отделы профессий (по средствам труда)
Природа Бытовой микроклимат Ручные
Человек Открытый воздух Механические
Техника Необычность Автоматические
Знаковые системы Экстремальность Функциональные
Художественный образ Моральная ответсвенность Теоретические

Для примера рассмотрим типы профессий. Отношение «человек-природа» — это биолог, агроном или геолог; «человек-человек» — учитель, менеджер; «человек-техника» — инженер, ремонтник; «человек-знак» — языковед, программист; «человек-художественный образ» — артист, поэт и т.д. Для каждого типа характерны особые способности и умения, наличие которых можно выявить на ранних этапах. Например, отношения «человек-человек» предполагают высокие коммуникативные способности, умение завязывать контакты, разрешать конфликтные ситуации и управлять людьми.
Существуют также психологические тесты, позволяющие выявить свои задатки и способности. Можно обратиться в профессиональные службы занятости за консультацией, к специальной литературе. Только серьезный подход к выбору поможет отдать предпочтение той профессии, которая будет способствовать дальнейшему раскрытию личностных качеств.


Теги: выпускники профессия школа

Материалы по теме:

В Подмосковье 1 сентября откроется 6 новых школ
В Московской области 1 сентября 2015 года откроется шесть новых школ, рассчитанных на 4,5 тысячи учеников, сообщает Агентство городских новостей «Москва» со ссылкой на ...
Более половины британских школ страдает от нехватки преподавателей
Две из трёх школ Великобритании страдают от нехватки преподавателей. Опрос более тысячи директоров учебных заведений показал, что учителей действительно мало, а также среди них ...
В Госдуме предложили создать карту стратегического изменения ЕГЭ
Необходимо создать карту стратегического изменения ЕГЭ в виде инфографики, которая отразила бы, в каком году и по каким предметам будут введены обязательные экзамены для ...
Мишустин потребовал как можно скорее ликвидировать третьи смены в школах
Премьер-министр России Михаил Мишустин потребовал как можно скорее ликвидировать обучение в третьих сменах в школах РФ. Как напомнил глава кабмина, вопрос строительства новых школ ...
Кировская область может быть включена в федеральную программу строительства новых школ
Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов провел рабочую встречу с Губернатором Кировской области Никитой Белых. В ходе беседы обсуждались вопросы о переводе школ ...