Зачем человеку каникулы?


Автор: editor, опубликовано: 01.06.2015
IMG_1394

«Летом нужно отдыхать, а не учиться», – так считает подавляющее большинство детей и значительная часть родителей. Правда опытные педагоги уточняют, что и во время каникул дети, проводящие время на свежем воздухе, в игре и движении могут научиться едва ли не большему количеству полезных и важных вещей, чем во время учебы в школе и занятий в кружках.
О том, как провести каникулы с пользой и сделать их познавательными и интересными, рассказывает Александра Ахмедова, учитель начальных классов ГБОУ СОШ N 1251 г. Москвы.
Лето – это время, когда нужно отдохнуть от организованных школьных уроков, но это не значит, что об учебе нужно забыть на целых три месяца. Чтобы из памяти ребенка не выветрилось все, что было пройдено в течение учебного года, педагоги советуют и во время каникул выкраивать время для занятий, а к самому процессу летнего обучения подойти творчески.
Наша крыша – небо голубое
Лучше всего заниматься с детьми летом на свежем воздухе. И не только спортом и подвижными играми, но и математикой, чтением, конструированием, рисованием…
При этом перед родителями и детьми часто стоит серьезный вопрос: что именно выбрать из возможного спектра занятий? Дисциплины, в которых ребенок чувствует себя не очень уверенно, или любимые, в которых он наиболее успешен?
Лучше всего разделить время летних уроков на четыре разные части. Первая – занятие любимым делом, вторая – работа над чем-нибудь новым, интересным, третья – работа над теми предметами, в которых у ребенка есть трудности, а завершающая – развлечение и отдых.
Открытая книга
Все, конечно же, знают, что на каникулы школьники получают список литературы для чтения на лето с обязательным ведением читательского дневника.
При этом большинство детей активно выражают свое недовольство: они считают это покушением на каникулярный отдых.
Педагоги же всерьез озабочены тем, как сформировать у ребят положительное отношение к этому процессу, ведь чтение дает навыки развития речи, прививает умение формулировать свои мысли, стимулирует творческие способности и фантазию – словом, обойтись без него невозможно.
И помощь родителей школьникам очень пригодится. Постарайтесь обсуждать с детьми прочитанные книги – это поможет им в ведении читательского дневника.
Ученики – особенно когда это касается начальной школы – далеко не всегда могут выразить свои эмоции словами, поэтому им потребуется ваша помощь и поддержка.
Читайте с ребенком вместе, и не важно, прочел он текст сам, или вы ему вслух, главное, чтобы он понял, о чем идет речь, не пропустил какие-либо мысли произведения. А потом возьмите и нарисуйте то, что произвело впечатление: вы — свой рисунок, а малыш – свой. Обсудите с ним оба рисунка, пусть он объяснит свой взгляд на полученную информацию, а вы расскажете ему о своем.
С детьми старшего возраста можно попробовать нарисовать карту «Острова сокровищ» или острова, где жил Робинзон Крузо (конечно, придется заглядывать в книгу, но, поверьте, это будет очень занимательно и для вас). Вместе с пересказом содержания можно выбирать цитаты, которые больше всего понравились или отражают действия, происходящие в книге.
Полезно будет также посмотреть экранизацию произведения, чтобы сравнить, как воспринимаются одни и те же книжные события другими людьми.
Дневник на лето
Читательский дневник – уникальное издание, существующее только в одном экземпляре: в нем школьники делятся своими впечатлениями о прочитанных книгах, делают рисунки, отвечают на вопросы.
У каждого учителя есть свои требования к заполнению этих дневников, и форма ведения может быть разной – от четко оговоренной до абсолютно свободной.
В любом случае двумя обязательными пунктами будут «Автор» и «Название книги». В третьем пункте педагоги обычно просят перечислить действующих лиц и написать краткое содержание, а в пункте 4 –свое мнение о книге.
В некоторых дневниках могут быть указаны даты, в которые прочитана книга, количество страниц и даже подтверждающая подпись родителей.
Даже если учитель вашего ребенка требует строго стандартного ведения читательского дневника, не сводите свое участие в процессе заполнения к минимальному – поставить подпись. Принимайте активное участие, чтобы привить ребенку желание читать и умение обрабатывать полученную информацию.
Цифры и факты
За летние каникулы чтение ухудшается более чем у 50% учеников, письмо – у 67%, а вычислительные навыки – у 75% учеников.
Для того чтобы сохранить уровень учебных умений и навыков, достаточно тренироваться ежедневно 15 минут во время летних каникул. Эта закономерность положена в основу организации летних занятий во многих странах мира. Летние уроки лучше начинать с 16 июля по 26 августа, по 5 занятий в неделю.


Теги: каникулы лето школьники

Материалы по теме:

Более 5,7 млн детей участвовали в школьных олимпиадах в 2015 году
Более 5,7 миллиона учеников приняли в 2015 году участие в школьных олимпиадах, которые проходят по 21 предмету, сообщила директор департамента государственной политики в сфере ...
Более тысячи учащихся приняли участие в конкурсе «Я рисую Россию!»
Минобрнауки России подвело итоги конкурсов на лучший урок, посвященный Дню России, лучшее тематическое мероприятие к памятной дате и рисунок. Во Всероссийском смотре-конкурсе образовательных организаций на ...
Победителей школьной Олимпиады поздравили в московской мэрии
Москва заняла первое место среди всех российских регионов по числу побед и призовых мест на Всероссийской олимпиаде школьников. Добиться столь впечатляющих результатов удалось в ...
Борьба с огнем: проект создания в школах дружин юных пожарных вынесен на общественное обсуждение
Министерство образования и науки РФ вынесло на общественное обсуждение проект создания в школах дружин юных пожарных, сообщает «Российская газета». «Разработаны нормы, позволяющие создавать в школах ...
Школьники Москвы завоевали первые места на Всероссийской олимпиаде робототехники
Столичные школьники завоевали первые места по четырем из 18 категорий и пять призовых мест на Всероссийской робототехнической олимпиаде в Казани, сообщили Федеральному порталу «Российское ...