Школьников хотят отправлять в профориентационные лагеря


Автор: editor, опубликовано: 28.04.2015
b7830e834aac7c07977db42059eb8a5d

В России разработают концепцию профориентации молодежи до 2025 года.
Минобрнауки, Минтруда и Росмолодежь приступают к созданию концепции профориентации молодежи до 2025 года. Об этом «Известиям» сообщил высокопоставленный источник, знакомый с ходом переговоров представителей ведомств. По его словам, на совещании на прошлой неделе уже принято установочное решение о создании рамочного документа и представлены некоторые предложения. Так, у российских школьников может появиться дополнительный урок по профориентации, а еще их планируется отравлять на каникулы в специальные профориентационные лагеря. По словам экспертов, не исключено, что будет принято решение о сокращении мест в вузах, чтобы простимулировать увеличение количества рабочих в стране.
Источник утверждает, что, скорее всего, концепция профориентации будет направлена на детей от 12 лет.
— Некоторые специалисты говорят, что такую работу нужно начинать проводить еще с детского сада, но большинство всё же сходятся во мнении, что оптимальный возраст — это 12 лет, — пояснил собеседник издания.
По его словам, в числе рассматриваемых механизмов работы со школьниками — корректировка школьной программы и проведение внеклассных тренингов.
— Например, вопросы профориентации могут прозвучать в рамках существующих предметов, возможно появление дополнительного, скорее всего, факультативного предмета. Обсуждается организация выездных тренингов продолжительностью 2–3 недели на площадке лагерей, подведомственных Минобрнауки. Они могут быть организованы в период каникул в формате дополнительного образования, — рассказал источник.
Он утверждает, что после майских праздников состоится встреча чиновников в Минобрнауки, на которой планируется окончательно утвердить форму документа — вероятно, это будет не концепция, а стратегия. Срок действия программы также пока обсуждается — возможно, документ будет регламентировать работу не 2025 года, а до 2030-го.
По информации источника, вопрос о государственном вмешательстве в выбор профессии активно лоббировала Росмолодежь. Глава ведомства Сергей Поспелов уверен, что школьники не всегда осознанно выбирают специальность, а исходят, например, из того, какие предметы могут хорошо сдать при поступлении в вуз или какую профессию считают престижной, иногда же решение и вовсе принимают родители. Это приводит к тому, что молодой выпускник вуза не может реализовать себя в профессии и либо работает спустя рукава, либо осваивает мастерство продавца или официанта. При массовости этого явления ущерб несет и государство — при дефиците мотивированных специалистов, например, в промышленности вряд ли стоит ожидать высокой производительности.
Сопредседатель общественного совета при Минобрнауки, заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург говорит, что в концепции может быть использован уже существующий опыт профориентации школьников.
— Например, во многих школах в старших классах уже есть профиль — физико-математический, инженерный, медицинский. В Москве действуют проекты «Профессиональная среда» и «Университетские субботы», в рамках которых школьники ходят на экскурсии на производства, ходят на мастер-классы и лекции, — рассказал Ямбург.
Эксперт не исключает, что одним из пунктов концепции может стать сокращение мест в вузах для увеличения численности рабочего класса.
— Сегодня высшее образование для некоторых — это «социальный сейф», в который родители кладут будущее своих детей. Но эффект не всегда ожидаемый: сегодня у нас огромное количество юристов и экономистов, для которых нет работы. В некоторых развитых странах «вышку» получает только 17–19%, остальные включаются в семейный бизнес или идут работать после колледжа и их обучают уже в компании, — поясняет Ямбург.
Член общественного совета при Минтруда, генеральный секретарь Союза профсоюзов России Евгений Куликов скептически относится к идее выбора профессии со школьной скамьи.
— Когда ребенок повзрослеет, у него могут смениться взгляды, в том числе и на выбор профессии. Многие в детстве хотели быть космонавтами и вряд ли не стали ими из-за того, что не было профориентационных лагерей. Может быть, в 12 лет человек хотел стать художником, потом вырос — и решил, что хочет быть поваром, — рассуждает Куликов.
По его мнению, в рамках новой концепции необходимо уделить внимание профессионально-техническому образованию и возрождать существовавшие в СССР техникумы — училища для технических специалистов.
Востребованность рабочих специальностей, для которых высшее образование не требуется, подтверждает статистика. По данным исследования портала Superjob.ru за март, в числе самых востребованных профессий — грузчики, медсестры, повара, токари водители (количество резюме на одну такую вакансию не превышает 10).


Теги: проект профлагеря профориентация школьники

Материалы по теме:

На уроках физкультуры будет преподаваться кроссфит
В новом учебном году московские школьники на уроках физкультуры могут начать заниматься кроссфитом, сообщают «Известия». «Идея уже получила предварительное одобрение в мэрии и на ...
Глава Минобрнауки России Дмитрий Ливанов и губернатор Севастополя Сергей Меняйло вручат российские паспорта юным севастопольцам
10 июня, в преддверие Дня России, Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов и губернатор Севастополя Сергей Меняйло в торжественной обстановке вручат паспорта ...
Имена победителей олимпиады по русскому языку назовут 6 июня
Итоги XII Международной олимпиады по русскому языку учащихся школ с русским языком обучения стран СНГ, Балтии, Грузии, Абхазии и Южной Осетии будут подведены 6 ...
В астраханских школах появятся роботы телеприсутствия
С первого сентября в нескольких астраханских школах появятся роботы телеприсутствия Webot. Они позволят получать образование детям с ограниченными возможностями, не выходя из дома. Робот будет ...
Более 5,7 млн детей участвовали в школьных олимпиадах в 2015 году
Более 5,7 миллиона учеников приняли в 2015 году участие в школьных олимпиадах, которые проходят по 21 предмету, сообщила директор департамента государственной политики в сфере ...