Усиливающаяся интернационализация науки и образования, а также расширение глобального информационного пространства приводят к тому, что конкуренция между вузами становится такой же серьезной, как в большом бизнесе. Значит, университеты должны играть по правилам больших корпораций – создавать новые рынки, а не конкурировать на уже существующих, считает Джамиль Салми, эксперт по инициативам академического превосходства, выступивший в НИТУ «МИСиС» на XIV семинаре-конференции Проекта 5-100.
В слепом использовании рейтингов, как основного инструмента оценки деятельности вузов, кроется главная опасность – стремление к имитации успешных кейсов. Но в мире может быть только один Гарвард или Оксфорд, подражать которым нет смысла. Университетам нужно следовать стратегии «голубого океана» – не пытаться имитировать лидеров, а искать собственную нишу и создавать новые рынки.
«Ваша главная стратегия должна заключаться в разработке плана достижения вашей цели. После разработки стратегии, опираясь на совокупность нескольких показателей, нужно двигаться к цели. Вы должны понять, в какой области хотите быть лидером. Проект 5-100 даёт возможность не только привлекать международных учёных, но также стимулировать молодых учёных, мотивировать их к развитию и проведению успешных исследований», – отметил Джамиль Салми.
У российских вузов есть стратегически важное преимущество, которое отличает их от всего остального мира – узкая специализация, которая складывалась на протяжении десятилетий. По словам Фила Бейти, редактора Times Higher Education World University Rankings, «российские вузы ориентированы на более узкие и конкретные специализации. И это даёт университетам возможность быстрого роста в рейтингах. Одним из важных конкурентных преимуществ НИТУ «МИСиС» является то, что университет специализируется на определённых областях».
Пресс-служба НИТУ «МИСиС»