ОНФ: Поддержку педагогов, работающих с детьми из неблагополучных семей, нужно поставить на системную основу


Автор: editor, опубликовано: 24.04.2015
shkola1

Педагоги, которые занимаются детьми из неблагополучных семей, сами нуждаются в поддержке. Им зачастую не хватает возможностей повышения квалификации, нет системного подхода к их материальному стимулированию. К таким выводам пришли эксперты рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности».
Эксперты проанализировали доклад правительства об исполнении «майского» указа № 599 президента России, лидера ОНФ Владимира Путина в части поддержки педагогов, работающих с детьми из социально неблагополучных семей.
Работу с «трудными» детьми ведут самые разные специалисты — социальные педагоги, педагоги-психологи, классные руководители, мастера производственного обучения. Они должны заниматься индивидуальным социально-психолого-педагогическим сопровождением ребенка и семьи, а также коррекционно-развивающей работой с детьми, испытывающими трудности в обучении. Привлечены комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты населения, опеки и попечительства, по делам молодежи, руководящие органы образования и здравоохранения. Однако во всем этом нет системного начала. Не существует даже четкого понимания, кого относить к неблагополучным семьям. А ведь, по разным оценкам, их доля достигает от 15 до 35%. Из-за этого невозможно выстроить необходимую работу, делают вывод члены рабочей группы ОНФ.
Это подтверждается результатами экспертного опроса, который провели сотрудники Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза». В нем приняло участие 33 эксперта из шести субъектов РФ: Саратовской, Новосибирской, Иркутской, Волгоградской, Московской областей и Москвы.
Опрос, в котором участвовали представители региональных центров социального обслуживания, профильных общественных организаций, педагогических коллективов школ, а также департамента государственной политики в сфере общего образования и департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки РФ, показал, что в упомянутых регионах поддержка педагогов, работающих с детьми из неблагополучных семей, сводится к бессистемным мероприятиям в рамках незначительного повышения зарплаты и квалификации отдельных педагогов.
Эксперты Центра выявили случаи, когда классные руководители не получают доплату за работу с детьми из неблагополучных семей. А, к примеру, в Новосибирской области только в двух школах из шести исследованных проводились мероприятия по поддержке преподавателей, работающих с детьми из таких семей.
«Сейчас в нормативно-правовой базе отсутствует определение социально неблагополучной семьи. А ведь только имея четкое понимание, какие семьи относятся к такой категории, можно приступать к формированию соответствующей статистической базы и определить круг педагогических работников, которые работают с детьми из таких семей и должны получать за это надбавки. В связи с этим предлагаем внести соответствующие изменения в нормативные документы и выполнить наконец задачи, прописанные в указе главы государства, которые должны были быть решены еще до конца 2013 года», — подчеркнул руководитель Центра «Народная экспертиза» Николай Николаев.
Рабочая группа ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» проанализирует существующую нормативно-правовую базу с целью определения понятия «семья, находящаяся в социально неблагополучном положении» и закрепления его на законодательном уровне. К этой работе планируется привлечь депутатов, с которыми ОНФ сотрудничает в Госдуме.
Помимо основополагающих понятий эксперты не обнаружили в докладе правительства предложений по мерам финансовой поддержки педагогов, работающих с детьми из неблагополучных семей, разработки методики расчета их заработной платы. Хотя в письме Минобрнауки по реализации «майского указа» было рекомендовано «включение в показатели стимулирующих выплат педагогам в рамках новой системы оплаты труда показателей, характеризующих их результативность в индивидуальной работе с детьми из социально неблагополучных семей».
«Чтобы поставить эту работу на системную основу, нужно разработать и внедрить инструменты выявления трудных детей и определения индивидуальных программ их развития в общеобразовательных школах. Это позволит обеспечить адресность методической и материальной поддержки школ и педагогов, привлечь в штат педагогов-психологов, социальных педагогов, других специалистов, создать им необходимые условия для эффективной работы. Заметной поддержкой могли бы стать федеральные и региональные гранты квалифицированным педагогам, выразившим готовность работать в таких школах», — предлагает руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» Любовь Духанина.
Рабочая группа пришла к выводу, что, поскольку в докладе правительства отсутствуют существенные показатели, по которым можно судить о степени и качестве реализации поручения президента, его необходимо оставить на контроле.
Напомним, что с марта 2014 г. по указанию президента, данному по итогам «Форума действий» ОНФ, создан механизм учета мнения Народного фронта при снятии с контроля поручений Владимира Путина. Контрольное управление президента направляет в Народный фронт доклады правительства для подготовки заключений, без которых решение в отношении тех или иных поручений не принимается.


Теги: дети ОНФ педагоги

Материалы по теме:

ОНФ предлагает проводить экзамен для будущих учителей
Общероссийский народный фронт (ОНФ) направил в правительство предложения в национальный проект "Образование", в частности, эксперты предлагают проводить экзамен для будущих учителей, сообщила пресс-служба ОНФ. "Общероссийский ...
Профессор ВГУ отмечен высокой наградой Воронежской области
Декан исторического факультета Воронежского государственного университета, доктор исторических наук, профессор Владимир Глазьев награжден почетным знаком правительства Воронежской области «Благодарность от земли Воронежской». Высокую награду ученый ...
К 2020 году более 70% педагогических работников пройдут обучение по программам дополнительного профессионального образования
21 июля 2015 г. прошло второе заседание рабочей группы по разработке концепции подготовки педагогических кадров для системы СПО под руководством директора Департамента государственной политики ...
По всей России будет создана инфраструктура для развития детских технопарков
18 июня 2015 г. на площадке Петербургского международного экономического форума состоялась презентация стратегической инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей». Также было подписано двустороннее соглашение ...
В следующем году в школах РФ состоятся уроки доброты
Как стало известно, в новом году во всех школьных учреждениях нашей страны пройдут так называемые уроки доброты. Об этом рассказали представители Министерства образования и ...