Чего не хватает московским школам?


Автор: editor, опубликовано: 20.05.2015
30d280a61427f111adaf5dd350e5cccf13211a77

На наших глазах меняется принцип устройства школ: новые образовательные комплексы часто объединяют более десятка зданий. Отходит в прошлое старая схема организации классов — три ряда парт по два ученика за каждой. Как совместить сегодняшние московские реалии с новыми методиками преподавания и как для этого преобразовать существующие школьные здания?
Директор Первого московского образовательного комплекса Юрий Мироненко
Наш Первый московский образовательный комплекс имеет статус «Учебное заведение будущего», мы его получили несколько лет назад. У нас есть и профессиональное образование, и школы, и детские садики — всего 17 зданий: есть 2014-го, 2015 годов постройки, а есть 1932-го и 1937-го. Мы активно переделываем старые корпуса — ломаем аудиторную архитектонику, не ломая капитальных стен. Ставим стеклянные двери, чтобы пространство выглядело открытым. На месте коридоров и рекреаций создаем образовательную среду: у кабинета иностранного языка это «английская зона», у кабинета истории — открытый музей «Война и вера». На этаже, где кабинет русского языка и литературы и библиотека, оборудовали «литературную гостиную» — все красиво оформлено, камин, книги. Атмосфера совершенно иная, чем в классе, и педагог уже может проводить там занятия нового формата. Мы создавали все эти пространства с участием детей, они приносили фотографии, книги, поэтому и относятся ко всему бережно. Все можно потрогать, посмотреть, нажать на кнопки, — у нас много интерактива.
В нашем комплексе мы организовали много пространств для практических занятий: фотостудию, кулинарную студию, видеопавильон. Есть учебная зона с информационными досками, камерами на потолке, чтобы можно было видеть, что делает шеф-повар или модельер, когда они приезжают давать мастер-классы. Все, что они делают руками, можно увеличить, подать в хорошем разрешении.
Мы вместе с ребятами придумываем, как оформить новые здания, чтобы им там нравилось. Например, в здании новой школы недавно сделали для детей буфет «Переменка». Оформляя его, вырезали из дерева и закрепили на стене большую кошку. Я наблюдал, как это пространство открывалось: идут классы младшей школы, и каждый ребенок, проходя мимо, эту кошечку погладил. Значит, получилось, работает, есть интерактив, детям нравится. Кошка надоест — поменяем ее. Сделаем другого симпатичного зверя.
Директор лицея №1560 Ирина Жданова
Конечно, сегодня в школе нужны мобильные классы-трансформеры, потому что сейчас уже отходит в прошлое старая схема: три ряда парт по два ученика за каждой. Сейчас учителя так организуют образовательное пространство, что можно работать и в группах, и индивидуально, и целым потоком, устраивая лекционные занятия.
Мне очень нравится планировка учебных заведений с прозрачными стенами и дверями — так, например, устроены школы в Финляндии. Это дает ощущение простора и исключает необходимость всюду устанавливать камеры, как родители предлагают это делать сейчас. Надо оборудовать школы лабораториями для практической работы. Наша школа выиграла конкурс «школа новых технологий», и теперь у нас один этаж — это единое образовательное пространство, заходя в которое ребенок может беспрепятственно перемещаться из мира музыки в мир естествознания, робототехники. Это позволяет выстроить учебный день таким образом, что, оставаясь в одном большом пространстве, одну проблему на протяжении дня класс рассматривает с точки зрения разных дисциплин. Учитель становится модератором, который направляет внимание аудитории, расставляет акценты, приглашает подключиться к интерактивному обучению.
Председатель Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, заслуженный учитель России Марина Иванова
Буквально на прошлой неделе я была в командировке в Сингапуре, где видела много школ. Первое и главное, что там бросается в глаза, — это простор, много свободного пространства. Здания уникальны, индивидуальны. Помещения трансформируются из маленьких и средних в большие лекционные залы за счет современных передвижных перегородок. Если учитывать масштабы создаваемых сейчас образовательных комплексов и большое количество учащихся в параллели, именно такие помещения очень актуальны сегодня для московских школ.
Сейчас в школах не хватает трансформируемых спортивных залов. В сегодняшней ситуации в одном зале, разгороженном временными перегородками, зачастую занимается два-три класса сразу. При проектировании современных школ недоучитывается, я считаю, практическая направленность: не хватает лабораторных помещений маленьких и средних размеров. Кроме того, очень важно, чтобы были помещения для релаксации и отдыха — и для учеников, и для учителей.
И еще школа — это место, где сосуществуют ученики и учителя. И в советскую эпоху, да и сейчас мало внимания обращается на то, как организовано пространство для педагогов. Наш учитель всю работу выполняет в своем классе: не только ведет занятия, но и готовится к урокам, занимается методической работой. При этом понятно, что класс — не лучшее рабочее место. В Сингапуре я видела в каждой школе специально оборудованные учительские, в которых есть то, что они называют teacher’s work station — рабочее место для учителей. Такое место позволяет педагогу перенастроиться и работать в другой среде. Это очень важно.
Олег Матвеев


Теги: мнение образование школа

Материалы по теме:

Научно-методический совет признал эффективным разделение ЕГЭ по математике на уровни
Научно-методический совет по математике, созданный при Федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ) под председательством академика, доктора физико-математических наук Алексея Семенова признал эффективным разделение единого государственного ...
Школы Москвы перешли на облачную бухгалтерию
Московские школы завершили процесс перехода на универсальную автоматизированную систему бюджетного учета – облачную бухгалтерию, сообщает Агентство городских новостей «Москва» со ссылкой на пресс-службу столичного ...
Минобрнауки проработает вопрос обеспечения школ спецохраной
Минобрнауки совместно с главами регионов проработает вопрос об обеспечении школ специализированной охраной, сообщила журналистам во вторник замминистра образования и науки Татьяна Синюгина. Мизулина предложила передать ...
Кудрин считает нужным увеличить расходы на образование
Необходимо увеличивать долю расходов на образование для поддержки новых отраслей экономики. Такое мнение высказал глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин, выступая на "Общероссийском гражданском ...
Минобрнауки заинтересует школьников научно-техническим творчеством
Замглавы Минобрнауки Вениамин Каганов сообщил, что сейчас одной из задач ведомства является повышение вдвое числа школьников, занимающихся данным видом творчества. Для решения этой задачи ...